Кто попадет под амнистию и что изменится в законе о гражданстве. О чем договорились на совещании у Президента

«В основе должна быть справедливость»

Какие изменения предлагается внести в закон о гражданстве, кто может рассчитывать на белорусский паспорт, а кто рискует его потерять, кого коснется очередная амнистия. Итоги совещания у ­Президента

Во Дворце Независимости во вторник обсуждали совершенствование законодательства о гражданстве и предстоящую амнистию. По обеим темам в процессе обсуждения не обошлось без дискуссий. И если изменения в закон о гражданстве уже подготовлены, то законопроект об амнистии еще предстоит разработать, причем в сжатые сроки. Ведь этот акт гуманизма планируется приурочить к знаковой для нашей страны дате — Дню народного единства, который мы отмечаем 17 сентября. При этом Александр ­Лукашенко подчеркнул главный принцип, которым должны руководствоваться разработчики нового закона:
— Мы не можем налево и направо отпускать всех. Кто должен сидеть в тюрьме, должен сидеть. Послабления допустимы только в отношении тех, кто реально этого заслуживает. То есть в основе должна быть справедливость.

С учетом национальных интересов

Теме гражданства в нашей стране всегда уделяется самое пристальное внимание. И Александр ­Лукашенко сразу же четко объяснил, по каким причинам:

— С одной стороны, мы беспокоимся о безопасности нашего государства. С другой, добропорядочные и трудолюбивые граждане — самое главное богатство нашей страны.  
Мы всегда рады приветствовать на белорусской земле тех, кто искренне желает стать гражданином нашей страны и внести свой вклад в ее развитие. 
К слову, за прошедшие пять лет белорусское гражданство по различным основаниям получили около 14 тысяч человек. Среди желающих жить и работать в Беларуси — выходцы из разных государств. В первую очередь это граждане постсоветского пространства, а также уроженцы стран Азии, Европы и даже Америки.

При этом каждая просьба о приеме в гражданство пристально изучается, подчеркнул Глава государства. А вопросы, требующие президентского решения, предварительно рассматриваются специальной комиссией.

Александр ­Лукашенко напомнил о своем поручении ускорить предоставление гражданства украинцам, прозвучавшем в августе прошлого года:

— По понятным причинам. В общем-то, это наши люди. Они связали свою жизнь с Беларусью, соблюдают законы, растят детей, трудоустроены, работают хорошо в сельском хозяйстве, образовании, медицине и даже науке. За год белорусские паспорта выданы уже порядка пяти тысячам украинцев.

И тем не менее гражданство — это не та сфера, где можно, что называется, рубить сплеча. И белорусский лидер делает на этом акцент:
— К вопросам предоставления гражданства следует подходить взвешенно и аккуратно, обязательно учитывая национальные интересы. 
Об этом я постоянно требую информацию от соответствующих структур.

По словам Главы государства, он видит озабоченность некоторых наших граждан по поводу того, что надо бы поаккуратнее относиться к приему в гражданство, да и вообще к допуску на территорию Беларуси граждан Украины:

— Я хочу этим людям сказать, что беспокоиться не надо. Мы все понимаем и видим. Каждый человек, который к нам приезжает, чтобы просто (как я говорю часто) укол сделать, перекусить и обратно вернуться или остаться здесь, или же транзитом едут через Беларусь, — все находятся под контролем.

Случайность или закономерность?

Во время обсуждения Александр ­Лукашенко подчеркнул, что в рамках подготовленного законопроекта нужно еще раз посмотреть на тех, кто, выехав за границу, действует во вред государству и народу, совершая преступления:

— Такие известны, все до единого. Мы их знаем.  
Достойны ли эти люди оставаться гражданами Беларуси, если они сбежали из родной страны и фактически разорвали с ней связь?
Президент заметил, что многие депутаты (да и рядовые граждане) поднимали вопрос по поводу беглых: сбежали, вредят, преступники фактически, продолжают преступную деятельность. Предложено было лишать их гражданства, и нынешний вариант законопроекта это учитывает.

Александр ­Лукашенко указал также на необходимость обсудить требования к соотечественникам, получившим «карту поляка» и иные подобные документы:
— Нам надо разобраться: или они граждане Беларуси, или они просто заблудшие, просто взяли эту карту якобы случайно, или у них иная «ориентация».

Права и обязанности

О важнейших изменениях, которые предлагается внести в закон о гражданстве, на совещании докладывал министр внутренних дел Иван Кубраков. Вот что он сказал, пожалуй, о главной новации:


— Предусматривается возможность утраты лицом, находящимся за пределами Беларуси, белорусского гражданства, приобретенного в том числе и по рождению, при наличии вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь, подтверждающего участие такого лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь согласно перечню статей, которые будут изложены в законе. Предлагается, что такое решение будет приниматься Главой государства по предложению комиссии по вопросам гражданства.  
В дальнейшем в отношении экстремиста, утратившего гражданство Беларуси, предлагается принимать решение о запрете въезда в страну на срок до 30 лет.
По словам министра внутренних дел, законопроект также вводит обязанность граждан страны информировать компетентные органы о приобретении гражданства иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества (например, «карта поляка»). При этом в МВД считают пока преждевременным на данном этапе вводить административную ответственность за непредоставление данной информации. Генпрокуратура же в этом плане занимает более жесткую позицию и говорит не только о введении ответственности, но и о сокращении срока уведомления с трех месяцев до одного.

Как сообщила журналистам заместитель Главы Администрации ­Президента Ольга Чуприс, в целом законопроект получил одобрение ­Президента и по итогам обсуждения решено направить документ в Парламент, где будут доработаны некоторые «шероховатости». Иван Кубраков подчеркнул, что вносимые изменения позволят сформировать массив данных, которые послужат эффективным инструментом в вопросах обеспечения государственных интересов и соблюдения законности:

— В частности, такая информация может быть использована при приеме на госслужбу, решении иных вопросов, связанных с замещением государственных должностей, имеющих соответствующие ограничения, а также в сфере уголовно-процессуального законодательства, социально-правовой сфере.

С учетом корректировки законодательства предлагается проработать вопрос о введении торжественного ритуала принятия присяги для лиц, приобретающих гражданство Беларуси. Кроме того, отмечена необходимость законодательного закрепления механизма проверки владения заявителем одним из государственных языков Беларуси и знания нашей Конституции. И это не белорусское ноу-хау, подобная практика есть и в других странах. Конечно, никто не говорит о том, что заявителю придется учить наизусть все статьи Основного Закона, но требование знаний основ Конституции, равно как и одного из государственных языков, вполне резонно.

Символический шаг

Вторая тема совещания — амнистия. С 1991 года в стране ее проводили уже 16 раз, последний — в мае 2020‑го. Кстати, в 2019 — 2020 годах амнистия коснулась 30 тысяч осужденных: часть из них вышла на свободу, другим уменьшили на год срок заключения. Александр ­Лукашенко обращает внимание:
— Сейчас наша страна оказалась под беспрецедентным давлением Запада. Но даже в таких условиях белорусское общество остается консолидированным, сплоченным. Поэтому в преддверии Дня народного единства предлагается обсудить целесообразность амнистии. Традиционно к каким-то великим датам, событиям мы делали этот для нас символический, для народа символический шаг. А для тех, кого оттуда выпускают на свободу, это важный момент в жизни.
Эти люди по-разному адаптируются в обществе, да и сами осужденные бывают разные, заметил Глава государства: в их числе и случайно оступившиеся, совершившие преступления по неосторожности, а также незначительные преступления и протестной направленности.

— За последние два года поумнели все. Особенно в местах не столь отдаленных. Если эти люди раскаялись, встали на путь исправления, полностью загладили свою вину, к ним можно проявить снисхождение, — убежден ­Президент.

Он также считает, что проводить процедуру амнистии в стране можно и чаще, условно говоря, не накапливая тысячи человек, попадающих под нее. Предлагая обсудить круг лиц, на которых следует распространить амнистию, белорусский лидер попросил участников совещания учесть также озабоченность многих граждан страны:

— Люди еще не отошли от того 2020 года. Иногда и перегибы допускаются со стороны наших сторонников: «всех мочить», «сажать» и так далее. Знаете, единства в обществе это никогда не добавляло. Но тем не менее просто уйти от этого вопроса и не слышать этих людей — так не будет.

Поэтому окончательный вариант законопроекта об амнистии Глава государства предложил еще обсудить дополнительно:

— Рассмотреть на некой комиссии группе представителей, в том числе, если можно так сказать, нормальной оппозиции. Пригласить людей, которые, может, имеют какую-то точку зрения иную на развитие нашего общества. Они не враги. Пусть выскажут свое мнение.

Позже в беседе с журналистами Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед конкретизирует поставленную задачу: обсуждение будет широким, а, учитывая все точки зрения и разные подходы, процесс должен быть открытым и понятным. Главное требование ­Президента — подходить индивидуально и аккуратно в этом вопросе.

Сам Александр ­Лукашенко в ходе совещания озвучил свое принципиальное требование:

— Я хочу подчеркнуть: подписывать мне. Поэтому имейте в виду: все, что я сказал, по духу должно соответствовать. Мы не можем налево и направо отпускать всех. Кто должен сидеть в тюрьме, должен сидеть. Но еще раз подчеркиваю, есть люди, которых мы свободно можем освободить досрочно.  
Послабления допустимы только в отношении тех, кто реально этого заслуживает. То есть в основе должна быть справедливость. Бандиты и экстремисты не из этой серии! Особенно те, которые пытались под откос пустить наши поезда, готовили террористические акты и пытались убить наших граждан.

Кто раскаялся и осознал

Особенность предстоящей амнистии в том, что с момента августа 2020 года список заключенных пополнился определенной категорией. Отсюда и вопрос: подходить ли к проведению амнистии традиционно или же учесть события 2020‑го? Комментируя итоги совещания журналистам, Андрей Швед обратил внимание:
— Несмотря на достаточно принципиальную позицию Генеральной прокуратуры, что акт амнистии не должен распространяться на тех лиц, которые посягнули на суверенитет, независимость, конституционный строй нашей страны в 2020 — 2021 годах, Глава государства поручил взвешенно подойти к этому вопросу, индивидуально и в первую очередь через институт помилования.
То есть те лица, пояснил Генпрокурор, которые совершили преступления, связанные с экстремизмом, «которые посягнули на наше государство, которые подняли руку на правоохранителей, могут выйти на свободу»:
— Но только те, кто раскаялся, осознал и считает возможным обратиться к ­Президенту с просьбой о помиловании... Основная масса тех, кто поднял руку на наше государство, я уверен, должны нести ответственность по закону.
Подробностями о подготовке законопроекта поделился и министр внутренних дел Иван Кубраков:


— Первое обязательное требование к осужденному — его раскаяние. И в этом плане мы очень тщательно отрабатываем такого гражданина со всех сторон… Примерная цифра на сегодняшний день, к которым может быть применен акт амнистии, — 8500 человек. Это, конечно, где-то в два раза больше, чем та, которая была применена в 2020 году. Мы предложили применить амнистию к такой категории граждан, как, например, осужденные за преступления по незаконному обороту наркотиков, которые совершили данные преступления в несовершеннолетнем возрасте. Таких на сегодняшний день отбывает 95 человек. Также внесено предложение рассмотреть амнистию даже в отношении тех, кто осужден за коррупционные преступления. Но, опять же, кто искренне раскаялся и погасил причиненный преступлением вред.

В свою очередь заместитель Главы Администрации ­Президента Ольга Чуприс пояснила, что законопроект об амнистии как таковой пока еще отсутствует:

— Но ­Президент собрал совещание для того, чтобы понять, можем ли мы обсудить этот вопрос, можем ли мы дать поручение в установленном порядке о разработке такого законопроекта. По итогам совещания ­Президент принял решение, что такому законопроекту об амнистии быть. Разрабатывать этот закон будет МВД совместно с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой.

Генпрокурор, к слову, заверил: до 17 сентября ведомство все успеет сделать.

АКЦЕНТ

Ольга Чуприс, заместитель Главы Администрации ­Президента:


— Институт гражданства затрагивает очень много вопросов, и эти вопросы были поставлены ­Президентом. Сегодня мы должны заявить о том, что государство держит на контроле эти вопросы. Граждане должны понимать, что надо серьезно относиться к институту гражданства, что гражданство — это особая политико-правовая связь между государством и гражданином. А значит, это взаимный спектр прав и обязанностей. И, соответственно, следующий вопрос: как мы будем относиться к тем, кто здесь совершил преступления против нашего народа, государственного строя, потом уехал за пределы страны и продолжает вести себя некорректно. Мы что, должны их считать гражданами нашей страны? Конечно, нет. По большому счету, они себя противопоставили стране, они уже не имеют никакой связи с этой страной. Соответственно, надо признать, что они утратили гражданство самостоятельно. И государство в этом случае может признать факт такой утраты.

К СВЕДЕНИЮ

В юридическом смысле амнистия представляет собой нормативный правовой акт, который, не отменяя уголовного закона, освобождает от уголовной ответственности, полностью или частично освобождает от наказания (как основного, так и дополнительного), или заменяет его более мягким наказанием, или снимает судимость.
Законопроект об амнистии принимается Парламентом Республики Беларусь и подписывается Президентом. С 1991 года на территории страны было издано 16 законов об амнистии.
Каждый акт амнистии устанавливает определенный круг лиц, в отношении которых он подлежит к применению, а также круг лиц, на которых он не распространяется. Закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

ФАКТ

В течение последних пяти лет в органы внутренних дел поступило более 14 тысяч заявлений о приобретении белорусского гражданства и 587 — о прекращении гражданства. По результатам их проверок прекращено рассмотрение 288 заявлений о приобретении гражданства, еще 114 заявлений о приеме в гражданство отклонены распоряжением Главы государства.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter