В Могилеве существует единственный в стране женский духовой оркестр

В оркестре только девушки

Духовой оркестр на сцене исполняет марш. Трубам вторят альт, баритон и саксофон... Вдруг одна из участниц коллектива, которая в то время была в зрительном ряду, слышит за спиной: «Это подстава. Непрофессиональные музыканты так играть не могут!» Татьяна Александровна поворачивается в зал и, отыскав взглядом сомневающихся, гордо заявляет: «Мы — торговые работники. Могу трудовую показать!»


Женский духовой оркестр «Лира» в Могилеве появился 40 лет назад. И по сей день он такой — единственный в стране. Здесь действительно нет профессиональных музыкантов. Из 35 участниц — таков был первоначальный состав — лишь две в свое время окончили музыкальную школу. Одна из них — та самая Татьяна Василькова. Продавец Центрального универмага, она пришла в коллектив в 18 лет. В музыкальной школе обучалась игре на баяне. В «Лире» «доросла» до трубы. Вспоминает:

— Когда могилевчанин Геннадий Сахрай решил организовать необычный оркестр, я с ходу к нему записалась. Это же так интересно — учиться чему–то новому! Репетировали здесь же, в универмаге, в актовом зале. Своих инструментов дома не было. Но однажды я рискнула, притащила трубу. И так напугала соседей, что больше уже никогда марши в квартире не разучивала.

На репетиции Татьяна бегала и будучи беременной, и во время отпуска по уходу за детьми. Говорит, спасибо мужу — мало того что не запрещал, так еще и поощрял ее хобби.

Могилев, 1983 г., парад. Марширует единственный в стране женский духовой оркестр «Лира»

Хотя другие участницы признавались, их кавалеры и супруги поначалу крепко своих оркестранток ревновали. Еще бы, когда красотки в ярких пиджачках и коротких юбочках шли парадом по центру города, да еще сами себе при этом аккомпанировали, мужики шеи сворачивали. Те, кто посмелее, подходили, пытались познакомиться. А когда узнавали, что милейшие девушки «в миру» обычные продавщицы, и вовсе приходили в восторг.

Чеканить шаг и при этом играть на духовых инструментах — дело непростое. К тому же весят они немало. К примеру, большой барабан — 10 кило. А хрупкой девушке порой приходилось тащить его на себе с километр. В Могилеве ни одна демонстрация без «Лиры» не обходилась. Впрочем, оркестрантки не только в родном городе выступали. Их не раз звали на праздники и парады в столицу, выступали они за рубежом. И везде производили фурор.

Дамы, играющие на трубе, саксофоне или баритоне, и сегодня большая редкость. «Лира» — явление вовсе уникальное. Елена Пускова — ныне председатель профкома ЦУМа, — когда влилась в коллектив, нотной грамоты не знала. Но когда 21–летней продавщице предложили освоить музыкальный инструмент, рискнула:

— Волновалась ужасно, я же до этого трубу, альт в руках никогда не держала. Чтобы не подвести руководителя и весь коллектив, месяца полтора дома тренировалась. Инструмента не было, но я мысленно себе его представляла и в воздухе нажимала на воображаемые клавиши. Пыталась таким образом «приучить» пальцы к порядку. А то поначалу, бывало, сбивалась на репетициях. За что Геннадий Матвеевич наказывал — бил по коленкам. Было не больно, но стыдно. Он, кстати, замечательный наставник. Правда, вот уже лет 20 живет в Израиле. Но нас, своих девчат, не забыл. Регулярно общаемся по скайпу, он каждый год приезжает в родной Могилев, всегда нас навещает.

Минск. Женский духовой оркестр не раз приглашали в столицу

При Сахрае многие работницы прилавка умудрились освоить не один, а сразу несколько духовых инструментов. Некоторые, уйдя из универмага, по сей день приходят на репетиции. Например, Галина Грек работает костюмером в колледже музыки, но остается альтисткой в оркестре. Ирина Никитенко после выхода на пенсию продолжает играть на большом барабане.

Сегодня в коллективе 14 человек. Среди старожилов — Жанна Прохоренко, играющая на тубе, Любовь Малинова — на баритоне, Зоя Тарская — на альте, Марина Михеенко — на тарелках, Татьяна Клиш — на саксофоне... И ведь подавляющее большинство покупателей Центрального универмага, приходя за пальто, сорочками или обувью, даже не подозревают, что им помогают в выборе не обычные, а «музыкальные» продавцы. Впрочем, в дамском оркестре не только торговые работники. Недавно в коллектив влилась кладовщица — довольно быстро освоила трубу.

Оркестрантки уверяют: они играют не прибыли ради, а для души. И обижаются, когда люди — как правило, сильный пол — сомневаются в том, что они умеют исполнять марши и вальсы. Пускова вспоминает, как однажды на свадьбе ее отец похвастался мужикам–«духовикам», мол, моя дочь запросто может подменить одного из вас. Те расхохотались. Пришлось Елене выступить сольно, после чего ей стоя аплодировала вся свадьба.

Сегодня у «Лиры» — новый молодой руководитель. Денис Аюпов — выпускник академии музыки, «духовик», работал в оркестре Финберга, но потянуло в родной город. Создал свой коллектив «духовиков» — мужской «Кавер бэнд–А». А когда ему предложили возглавить еще и женский коллектив, да к тому же непрофессиональный, с радостью согласился:

— С самоучками работать даже интереснее. Больше простора для творчества. Они открыты для всего нового. Опять же, когда кругом одухотворенные женские лица, и у руководителя настроение соответствующее.

Когда Денис пришел в «Лиру», оркестр играл в основном классику, и он с ходу решил разбавить репертуар:

— Поскольку мы выступаем на праздниках, в городских скверах — должны исполнять то, что нравится публике. Уже разучили несколько песен группы «Руки вверх», репетируем Натали — ее суперпопулярную «О боже, какой мужчина!». В планах — научить барышень играть джаз. Осваиваем хиты «битлов».

А еще Аюпов хочет расширить состав, привлечь в «Лиру» новых участниц. Не обязательно из числа продавщиц. И уже мечтает, что когда–нибудь его дочь — Стефании еще нет и месяца — тоже станет «духовиком»: «Будет радовать людей игрой на валторне. Очень может быть, что в составе легендарной «Лиры».

olgak53@mail.ru

Фото автора и из архива оркестра «Лира».

Советская Белоруссия № 228 (25110). Суббота, 26 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter