В огороде ячмень, а в Киевце СК-5 «Нива»

Самый массовый уборочный агрегат СК-5 мог так и не выйти в серийное производство

СК-5 — САМОХОДНЫЙ комбайн производительностью 5 килограммов зерна в секунду. Он сильно изменил понятие об аналогичной технике не только в СССР, но и во всем мире. За более чем тридцатилетнюю историю выпущено 1 200 000 штук — рекорд. «Ниву» и сегодня делает завод «Ростсельмаш». Конструкторы оставили прежние контуры. Улучшили жатку. Убрали лишние ремни. Последняя модификация называется «Нива-Эффект». Чем так полюбилась легендарная техника? 

Александр КОРОВАЦКИЙ:

«Объем небольшой, убираю, не торопясь, за три дня. Никого нанимать не нужно, душа спокойна, а это дорогого стоит. Деньги, которые потратил на покупку комбайна, давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое делает без нареканий. Машина, по сути, неубиваемая».

ПЕРВЫЙ самоходный зерноуборочный комбайн в СССР — С-4. Выпуск начался в 1947 году. В 1956 году появились СК-3, в 1962-м — СК-4, а в 1969-м — СКД-5 «Сибиряк». С 1970 года завод «Ростсельмаш» презентует СК-5 «Нива». 

Юрий Песков — генеральный директор завода в 1978—1996 годах. Как писал два года назад интернет-портал «Русская планета», заводчане обожали травить байки о взрывном характере бывшего руководителя. За остановку производства Юр Саныч ругал всех на чем свет стоит. Поговаривают, он даже швырял по кабинету телефоны, хлопал дверьми всех центральных кабинетов страны и чуть ли не до трещин стучал кулаками по трибунам. При этом все рассказывают с такой гордостью. Правда или нет, Песков для завода — точно эпоха. Однако, как ни странно, он был противником «Нивы».

В своей книге «Жизнь моя, «Ростсельмаш» он вспоминает, как в 1968 году ему поручили собрать первый комбайн СК-5 «Нива». «В то время я руководил сборочным производством. Выпустили первые 30 машин, отправили на испытания. Производительность «Нивы» оказалась на 8—13 процентов выше, чем у предшественника СК-4. Серийное производство этой техники дало прирост производительности труда не более 10 процентов». Но Юрий Александрович был недоволен таким показателем и не скрывал этого в интервью той же «Русской планете»: 

— В 1973 году создатель «Нивы» Ханаан Изаксон уверял, что это лучший комбайн мира. Все думали, что вот он сейчас облегчит труд комбайнера и позволит убрать больше урожая. На деле оказалось, что нет. Но как можно было с чем-то сравнивать, если нас за границу не выпускали? Мы просто не видели ничего другого. Я все-таки добился разрешения на поездку в Германию на завод «Клаас». Что там увидел! «Нива» негодна по сравнению с немецкой техникой. Изучил комбайн и понял: нельзя ставить СК-5 на производство. В Германию делегацию отпускали на три дня, но нам хватило разобраться суток. 


На «Ростсельмаше» Песков пришел к директору Василию Иванову и начал рассказывать обо всем, что видел: 

— Нельзя, говорю, нельзя было ставить на производство «Ниву», — сказал Песков. 

— Сегодня в России кроме нас некому создавать комбайны, — ответил Иванов. — Но я не знаю, сколько мне осталось жить, хотя точно знаю, что за это время новый комбайн уже не создам.

Так они и разошлись, но идея запустить новый комбайн Пескова не оставляла. Впоследствии ему удалось осуществить задуманное. Новый комбайн назвали ДОН. А что «Нива»? 1973, 1976, 1981, 1995-й — все эти годы технику продолжали совершенствовать. Добавляли новые механизмы и не снимали с конвейера. 

Хотя первые модели советского периода были спартанские. Вентиляция не спасала от жары, а о кондиционере мечтали. Однако нельзя не отметить: органы управления удобны. Рулевая колонка перед комбайнером. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, слева сцепление и ручник. Справа от сиденья — рычаги и переключатели управления механизмами: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера. 

АЛЕКСАНДР Коровацкий из Крупок. На малой родине, в деревне Киевец того же района помогает содержать подсобное хозяйство маме. У нее гектар земли, частично засевает зерновыми. У Александра собственная «Нива», на ней помогает убирать поле. Вместе с Александром отправляемся в Киевец. 

Легендарный комбайн стоит прямо во дворе. Сезон уборки закончился, готовится перезимовать. СК-5, к слову, Александр покупал в Толочинском районе. Год выпуска — 1989-й. Многие запчасти поменял. Однако двигатель родной. 

«Нива» в деревне незаменима даже сейчас. На ней Александр помогает убрать зерно и родственникам. Всего в этом году обмолотил около трех гектаров. Комбайнер говорит, что по сравнению с прошлыми годами — мизер. Лет 10 назад обмолачивал по 12 гектаров в сезон. 

Преимущества для сельчан очевидны. Техника сводит их усилия в труде практически к нулю. Хозяин только стоит и смотрит, как «Нива» идет по его участку. На Гомельщине СК-5 использовали по-другому. Без ручного труда не обходилось. 

К примеру, в деревне Приболовичи Лельчицкого района еще 20 лет назад домашний урожай сначала женщины жали серпами. Затем ставили в снопы. А как приезжал комбайн — бросали в жатку. Нива не «бегала» по полю, а стояла на месте и молотила. Пшеницы в бункер вмещалось 2100 килограммов, ячменя — 1800, овса — 1400 килограммов. 

Александр впервые узнал, что такое «Нива», в 1982 году. Помогал отцу на уборочной в совхозе «Обчуга». Тот 30 лет проработал в хозяйстве, сменил три модели СК. Почему так много? Через каждые 9 лет технику списывали. Но не из-за того, что ломалась. 

Комбайн мог еще не один год проходить. Металл крепкий, детали сделаны на совесть. Однако комбайнов делали, наверное, слишком много, а у хозяйства тогда водились деньги купить новые. В отличие от пресловутых дефицитных «Жигулей». 

Кстати, с отцом у Александра получился успешный дуэт. В 1988 году больше всех в хозяйстве намолотили зерна — 620 тонн. За первое место подарили мотоцикл — ИЖ «Юпитер-5» (за второе место награждали телевизором — Прим. автора). Но тогда, считает Александр, им сильно повезло: комбайн молодой — два года. И сезон выдался урожайным. 

Из недостатков: комбайн часто застревал. До 90-х годов земля была влажной, болотистая местность. Выехать на комбайне без троса — все равно что оказаться на истребителе... без парашюта. Застревали едва не каждый день. Особенно в районе деревни Деньгубка. На комбайн ставили двойные передние колеса. Но и это не спасало. «Передок» проходил, а задняя часть вязла. На случай ЧП в поле дежурил и гусеничный ДТ-75. Он дергал увязшую технику, но тоже не всегда успешно. Иногда отрывал комбайну… колеса. 

Все из-за того, что завод-изготовитель не предусмотрел два прицепных. Установил только спереди, но подступиться получалось не всегда. Александр добавляет, что сейчас комбайны так массово не застревают. Ездят по полю, как по асфальту. 

В росу продуктивность «Нивы» резко падала. Режущий механизм забивался. Комбайны в то время запрещали эксплуатировать. В половине девятого вечера заканчивали работы. Оттого уборочная затягивалась. В 90-х еще в октябре могли убирать зерно: сорта, которые не осыпаются, — пшеницу, ячмень — заканчивали до заморозков. 

Александр говорит, что «Нива» — комбайн не одного поколения. Расцвет его работы пришелся на 80—90-е. Конкурентом стал «Колос» — также удачная модель. Кабина стояла посредине бункера, мотор сзади. Механизатор не испытывал дискомфорта от шума. А вот из кабины «Нивы» вечером выходишь — гул в ушах. 

В «Нивах», как и в предшественниках, не обходилось без недостатков. Все потому, что конструкторы мало советовались с механизаторами. Приходилось дорабатывать многое самим.

ТЕХХАРАКТЕРИСТИКИ 

Емкость бункера: 3 м3.

Масса комбайна: 7,6 тонны.

Двигатель: 100 «лошадок».

Скорость (макс.): 18 км/ч.

Обработка зерна: 5,2 кг/с.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?