Корреспондент «СГ» в Кореличском РОЧС изучал особенности службы спасателей

В огонь, воду и медные трубы

ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ факт: сотрудники МЧС — это профессионалы, которые в любое время дня и ночи готовы рискнуть своей жизнью ради спасения других. Это они со скоростью света прибывают на пожары, ДТП и другие ЧП и становятся на какой-то момент ньюсмейкерами, героями репортажей и видеосюжетов. А каковы их рядовые будни, чем занимаются во время ожидания вызова, как тренируют реакцию, повышают квалификацию и что с физподготовкой? Есть ли у них свои традиции и приметы? Корреспондент «СГ» в канун Дня спасателя получал ответы на вопросы в Кореличском РОЧС.


В РАЙОНЕ восьми утра прибываю на территорию пожарной аварийно-спасательной части №1, что практически в центре горпоселка. За небольшим заборчиком — пожарное депо с надписью «МЧС», гараж для крупногабаритной техники, спортивная и тренировочные площадки. Несмотря на ранний час, в ПАСЧ рабочий день в разгаре: только-только прошел развод, и очередная смена спасателей заступила на боевое дежурство. Встречает меня капитан внутренней службы, начальник караулов Александр Вавилов — за его плечами больше 20 лет службы и сотни выездов на места происшествий. Сегодня он отвечает за готовность бойцов:

— В смене 8 сотрудников: диспетчер в центре оперативного управления, который принимает звонки, по два водителя, командира отделения и пожарных, а также начальник караула, то есть я. Все бодры, подтянуты, готовы нести боевое дежурство.

В КАЧЕСТВЕ исключения напрашиваюсь в состав расчета. И сразу знакомлюсь с новыми «коллегами». Все идет по распорядку дня. Прямо сейчас — информирование бойцов о ситуации в районе и постановка боевых задач на сегодня:

— С 9 часов начинаются учебные занятия, — знакомит с планами капитан, — а после — физподготовка и прохождение психологической полосы препятствий. Далее обед, личное время и еще пару часов занятий. Есть также четыре часа обязательного отдыха.

Прапорщик внутренней службы, командир отделения ПАСЧ-1 Руслан ТРАФИМЧИК и старшина внутренней службы, старший пожарный ПАСЧ-1 Виктор ЛЕЙКО.

Такой расклад чем-то напоминает школу. Только вот вместо математики и физики здесь осваивание новой техники и постоянные тренировки с обмундированием — только так можно постоянно поддерживать себя в форме. К обыденному распорядку дня добавляется самое главное — готовность в любую секунду выехать на место происшествия и рискнуть своей жизнью ради спасения других.

Вот, кстати, двое моих сегодняшних напарников: старший прапорщик внутренней службы, командир отделения ПАСЧ-1 Руслан Трафимчик и старшина внутренней службы, старший пожарный ПАСЧ-1 Виктор Лейко. У каждого из этих опытных бойцов минимум 10 лет работы в РОЧС.

— Есть поговорка такая, что треть жизни спасателя проходит в ожидании вызова, — вводит в курс дела Руслан. — На самом деле так и есть. Бывает, что и две смены без происшествий. А иногда работаем буквально на износ: только приехали, сняли экипировку, а тут опять нужно собираться по тревожному сигналу. Поэтому для каждого пожарное депо — второй дом. Причем отлично обустроенный.

Не веря на слово, все изучаю сам. И в самом деле — в здании в бытовом плане все обустроено: комната для приема пищи с микроволновкой, холодильником и плитой, место отдыха с небольшими, но удобными кроватями, душевые со стиральными машинами и сушками. Заканчивается ремонт в учебном классе. Можно посмотреть телевизор, поиграть в теннис, а в теплое время года — в баскетбол и волейбол. Похоже на небольшую тематическую гостиницу с удобствами. Нет, как обычно изображают в фильмах, трубы, по которой спасатели спускаются на первый этаж.


НАСТУПИЛО время учебных занятий. Начальник караула поставил задачу: научиться правильно и быстро надевать всю экипировку и снаряжение. Около пожарного МАЗа разложили боевую одежду спасателя (специальный китель и толстые штаны), устойчивые к высоким температурам сапоги, удлиненные перчатки, которые здесь называются крагами, каску, пояс, карабин и топорик. Ко всему добавляется баллон со сжатым воздухом весом в 16 кило. А в целом обмундирование тянет почти на 25.

По команде «марш» сумбурно пытаюсь натянуть на себя всю амуницию. С каждой надетой вещью становлюсь еще более неповоротливым и скованным. А когда на моих плечах оказывается баллон, то нормально двигаться не получается вовсе. На все про все уходит около 3,5 минуты.

— Норматив не сдан, — огорчает меня старшина. — По правилам весь боекомплект, за исключением баллона, надевается за 18 секунд. А спустя полторы минуты после тревоги ты должен уже сидеть в заведенной машине. Но для первого раза неплохо.

Спустя минут 10 более-менее приноровился ходить и выполнять простейшие движения. Однако судьба сегодня беспощадна: мне нужно идти на психологическую полосу препятствий.

На заднем дворике части уже разожжены огни. Сейчас мы будем маневрировать по подвижным брусьям, пробегать змейку, несколько раз переступать пламя, а в завершение проползать внутри трубы. При этом с каждым новым кругом скорость прохождения увеличивается. И так на протяжении минут 20. Со стороны кажется простым. Но когда надеваешь маску с воздухом, все усложняется многократно. Уже после первого круга сердце бьется быстрее, чувствуется усталость. Больше всего достается плечам, на которых держится баллон. Но, стиснув зубы, я все-таки выдерживаю испытание, за что получаю похвалу от коллег. После того как снял экипировку, чувствую необыкновенную легкость.

Пока у нас перерыв, интересуюсь, насколько сложно здесь в психологическом плане:

— Поначалу трудно, — признается Руслан. — Особенно в тот момент, когда ты попадаешь в первый раз на пожар, а там уже погибли люди. Переживаешь, волнуешься, это, конечно, стресс. А потом начинаешь относиться ко всему несколько иначе, учишься разграничивать службу и личную жизнь. Тем не менее любую ЧС всегда разбираешь «по полочкам» и анализируешь, все ли было сделано правильно.

Виктор добавляет, что на каждый вызов спасатель настраивается серьезно, он готовится рискнуть своей жизнью. Однако бывают ситуации, когда некоторые этого не понимают и звонят в МЧС по поводу и без:

— Выезжаем открывать людям двери, достаем животных из вентшахт или других «неудобных» мест, помогаем решать насущные вопросы. А пару лет назад у коллег был курьезный случай: на линию 101 позвонила девушка и попросила приехать. Когда расчет спасателей прибыл, та сказала, что у нее не закрывается замок и она боится спать одна. Пришлось помочь установить на двери задвижку.

ЗА несколько учебных часов до обеда успеваю не только познакомиться с пожарной техникой, но и с традициями спасателей. Своего рода приметами. Оказывается, предыдущая смена всегда уходит, не попрощавшись, а если все-таки кто-то скажет: «Все, до завтра», то высока вероятность, что их все-таки вызовут с выходного дня. Есть еще один интересный обычай: на первом пожаре новичка обязательно поливают из шланга водой. Это боевое крещение.

Наше дежурство в день моей «смены» заканчивается спокойно и без происшествий. Но я и без того буквально валюсь с ног. Однако спасатели всегда наготове и настороже: в районе может случиться беда, и придется мчаться на помощь в любое время дня и ночи.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник Кореличского РОЧС подполковник внутренней службы Виталий РЫБАК:

— В должности руководителя районного отделения уже 9 лет. Работа спасателя требует от человека психологической устойчивости и идеального здоровья, поэтому случайных кадров здесь не бывает. Учитывая тот факт, что люди постоянно сталкиваются с чрезвычайными ситуациями (порой со смертельными исходами), важно вырабатывать стрессоустойчивость. Я как руководитель посещаю семьи наших бойцов и офицеров, знакомлюсь с их близкими, изучаю психологический климат и держу связь. Ведь если в семье порядок и взаимопонимание, то и служба идет успешно. Кроме того, создаем как можно более комфортные условия на рабочих местах, стараемся приблизить атмосферу к домашней. Могу с уверенностью сказать, что коллектив у нас сложился хороший, мы как одна семья. Даже после работы часто встречаемся, отдыхаем вместе с детьми и женами. Мне кажется, что по-другому не может быть, потому что эти люди всегда готовы подставить друг другу плечо в трудную минуту.

ЦИФРА

На территории Кореличского района действуют две пожарные аварийно-спасательные части и три пожарно-спасательных поста. Всего в структуре работает 80 сотрудников РОЧС, 15 из них – офицеры.

avramenko@sb.by

Фото автора и Кореличского РОЧС
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter