В Ляховичском районе госинспекторы отбивали деревню Новоселки от пала, спасали щуку и черемшу

В огне березовика нет

Как госинспекторы отбивали деревню от пала, спасали щуку и черемшу
ВЕСНОЙ оживает не только природа — активизируются и любители получить с нее дивиденды. Березовый сок и черемша манят в леса нелегальных сборщиков, сетевики игнорируют нерестовый запрет, поджигатели запускают палы, убивающие насекомых и мелких птиц… Выезжая в рейд с работниками Ганцевичской межрайинспекции охраны животного и растительного мира, мы не предполагали, что нам самим придется поучаствовать в поимке нарушителей. Но те на крючок все же попались.



Пороховая бочка


Госинспекторы сначала путают следы. На их машине мы выезжаем в противоположном направлении тому, куда поедем на самом деле. Почему? Браконьеры не простаки. Знают о возможной слежке, а потому принимают меры. К примеру, ставят пять машин на всех подъездных путях к водоему. Если приближается автомобиль охраны природы, мигом по мобильной рации оповещают всех участников антизаконного дела. Нелегалы за считаные минуты  избавляются от орудий лова (им дешевле выбросить сети или остроги, чем платить серьезный штраф). Буквально на днях госинспекторы все же перехитрили двух таких умников на водохранилище Локтыши. Отец, стоявший на стреме с рацией, упустил из виду, что стражи закона могут подъехать на собственной машине, а не служебной. Его сын, пойманный с сетью, потом возмущался: «Что ж ты, батька, по рации не сообщил? Я ж предупреждал — любая машина едет, сразу говори!»

С утра, пробравшись по лесным тропам из Ганцевичского в Ляховичский район и разделившись на две группы, мы обошли вокруг старых торфоразработок у деревни Новоселки. Они заполнены водой и напоминают по виду озерца. Начальник Ганцевичской межрайинспекции Сергей Крысюк показывает свежие следы на размокшей дороге — кто-то там уже побывал до нашего приезда, но успел уйти. 

Но одному браконьеру с добычей от нас уйти не удалось. На лесной дороге у деревни Нетчин Ляховичского района инспекторы попросили задержаться подозрительного сельчанина с мешком. А там щука! Откуда запретная рыба?

Жительнице Куликов Сергей КРЫСЮК объясняет,
чем чреват сбор черемши — штрафом минимум в 4 миллиона 200 тысяч рублей.

— Хлопцы, у меня завтра юбилей, 50 лет, так рыбаки узнали об этом и подарили, — нашелся тот.

Что ж, транспортировка сейчас также карается штрафом, его размер определят через несколько дней.

 Не успев заехать в деревню Новоселки, резко тормозим. Буквально в ста метрах от домов на краю леса две подозрительные фигуры наблюдают, как побежали ручейки огня по сухой траве. Известно ли им, что поджигание растительности и даже непринятие мер по ее тушению чреваты большим штрафом? Наблюдаем за сельчанами. Те, словно завороженные пламенем, стоят, не шелохнувшись, у кромки огня. Однако стоило машине с проблесковым маячком приблизиться, как один схватил лопату, другой ветки и давай тушить пламя, которое раздувал сильный ветер. Разгуляйся тот посильнее, могла сгореть вся деревня. Наша рейдовая группа бросилась на помощь, минут через пятнадцать подоспели другие жители деревни.

— Вы что ли тут костер развели? — интересуется Сергей Крысюк.

Нет, говорят, сами заметили дым и бросились на подмогу. Факт поджога мы не зафиксировали, так что штраф им не предъявишь. Новоселковец Олег Дубина, подошедший к нам, сетует: «Мой батя, ветеран войны, говорит: живем как на пороховой бочке. Торфяник загорается каждый год, и потушить его полностью нельзя».

Переведя дух после тушения пожара, госинспектор обратил внимание на велосипед с пятилитровой бутылью «березовика» на руле (транспорт «притулился» у одного из ближайших деревьев). Чей сок? Помявшись, один из сельчан признался, что его. Где взял? «Ехал по дороге, смотрю, сок стоит. Дай, думаю, возьму», — врет, не краснея. 

— У вас же тут деревня небольшая, семь мужиков всего. Получается, один поджег траву, да еще и березовый сок рядом поставил — мол, будут хлопцы пожар тушить, пить захотят? И никто ничего не видел?

На неудобные вопросы сельчане отвечать отказались. Госинспекторы объяснили: если бы удалось зафиксировать правонарушение, поджигателю грозил бы штраф от 10 до 40 базовых величин. Такая же ответственность предусмотрена для собственника земли, который не принимает мер для тушения пожара. Немалая сумма для любителей бесконтрольно жечь пожнивные остатки и траву.

ОСТРОВные страсти


Следующий пункт — водохранилище у ляховичской деревни Остров. Во время небольшого перекуса (а рейд длился около 12 часов) госинспекторы делятся с нами любопытной историей, связанной с этими местами. Однажды зимой в сильный мороз они решили проверить реку Мышанку в районе насосной станции. Подходят к водоему — сети, а вдалеке убегающий человек, только пятки сверкают. А речка быстротекущая и не замерзает. Несмотря на мороз, рыбак решил ее форсировать прямо в одежде. Переплыл — и в лес. Когда же настигли его в деревне, к которой доплыл, он снова нырнул, надеясь уйти от преследователей, в ледяную воду. Укрылся на островке посреди реки. Один из инспекторов все же сумел туда попасть, нарушителя вытащили на берег и отвезли домой. Штраф пришлось заплатить.

Заместитель начальника Ганцевичской межрайинспекции
Сергей БОБКО и водитель Дмитрий ЧЕКУН планируют маршрут.

Еще одна встреча с нелегалами ждала нас в небольшом осиннике. Это одно из редких мест в республике, где растет черемша, или медвежий лук, — краснокнижное растение. И привлекло оно не только нас. Замечаем четверых нарушительниц с рюкзаками за плечами. Они только навострили ножи, еще немного — и срезали бы редкую траву на продажу. Не смущаясь, признаются, что для них это заработок: за один  пучок ценного растения на рынке в Барановичах, откуда они приехали на электричке, дают от 5 до 15 тысяч рублей. А одна пожилая сельчанка сообщила нам, что нарвать «лучка» пришла для своих внуков. Однако, услышав от госинспекторов о размере штрафа, предписанного за сбор черемши, схватилась за голову. От 10 до 40 базовых — то есть минимум 4 миллиона 200 тысяч рублей за пучок. Не золотой ли «улов» окажется? Если бы успели нарвать краснокнижника на наших глазах, за каждый килограмм растения им пришлось бы возмещать еще по 5 базовых с каждой, то есть более миллиона рублей. А так, считай, повезло. Поохав, женщины вдруг поинтересовались: «Ну хоть ландыши рвать можно?»

Ландыш европейский не в Красной книге, так что — да, можно. Но вот за некоторые виды первоцветов наказание весьма серьезное.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

За последнюю неделю госинспекторы республики провели 125 полевых контрольных мероприятий и выявили 197 нарушений природоохранного законодательства, проинформировали в пресс-службе Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте. Изъято 160 сетей общей длиной 7 километров и 96 килограммов незаконно выловленной рыбы. 

Выявлено 9 нарушений с признаками уголовно наказуемых деяний. Расследуются дела о незаконном рыболовстве в Гомеле, Речицком, Пуховичском и Краснопольском районах, незаконной охоте и разделке дикого животного в Брагинском, Мстиславском и Верхнедвинском районах.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter