Повесть Павла Санаева до сих пор будоражит режиссера Валерия Анисенко

В одну реку дважды

В наше время ремейками и новыми редакциями спектаклей никого не удивишь. Видимо, мы сами так торопимся идти вперед, что, оглядываясь на сделанное, вдруг понимаем: слона-то мы и не приметили! И тогда возвращаемся к прежней истории, добавляя в нее новые нюансы.

Фото БЕЛТА

Видимо, так рассудил и художественный руководитель Минского областного драматического театра, заслуженный деятель искусств Беларуси, режиссер Валерий Анисенко, когда решил вновь вернуться к известному материалу и возродить свой театральный хит — спектакль «Похороните меня за плинтусом». Он шел в Витебске на сцене Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа.

Спектакль, поставленный по одноименной повести российского писателя и режиссера Павла Санаева, в свое время стал событием в театральной жизни страны и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Роман Соловьев был удостоен Национальной театральной премии за роль Саши. Для молодого выпускника Витебского государственного колледжа искусств эта роль стала дебютом на большой театральной сцене. Высокую оценку критиков за роль Бабушки получила и заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова. Она получила дипломы международных фестивалей в Орле и Архангельске. На форуме «Золотой Витязь» в Москве актриса получила диплом из рук его основателя народного артиста России Николая Бурляева.

kolastheatre.by

— Идея восстановить спектакль принадлежит мне, — рассказывает Валерий Анисенко. — Ее поддержали новый директор Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Юлия Харкевич и исполняющий обязанности художественного руководителя Андрей Жигур. Он же являлся художником первой версии нашего спектакля. С этими людьми меня связывают годы продуктивной работы и творчества. В свое время спектакль побывал на многих фестивалях и везде был принят восторженно. У Тамары Скворцовой там получилась совершенно выдающаяся роль. Также в роли Бабушки будет задействована Валентина Богданова. Роман Соловьев, к сожалению, ушел из театра, найдем нового исполнителя. С 7 июня начинаем репетиции.

— Валерий Данилович, для вас как-то поменялись акценты в этой истории?

— В своей работе я руководствуюсь посылом, что самое главное в жизни — вырастить личность и человеческое начало в ней. Не все выдерживают планку, которую задал нам Господь. Поэтому люди сбиваются в безликую и агрессивную толпу, в стаю, низводят существование до биологического уровня. Это печально. Тем более сейчас, когда с таким азартом разрушаются человеческие связи и институты. Нашим поколением руководили фронтовики. Подчеркиваю: не тыловики, а фронтовики! Шарль де Голль или Леонид Брежнев знали, что такое вой­на и что такое кровь. Ради мира они находили варианты любого компромисса. А сейчас молодые ребята с такой легкостью и почти со смешком говорят о вариантах новой ядерной войны… Мне больно это слышать. Вижу, что мир стал другим. Безответственным и инфантильным.

— Для вас Бабушка в этой истории все-таки антигерой?

— Как любое произведение о семье, повесть Павла Санаева ставит много вопросов и не навязывает свою точку зрения. У главной героини, безу­словно, есть своя правда. Она занята воспитанием личности и по-своему права. Но свою правду доносит через подавление воли внука и в этом, конечно, не вызывает симпатии.
Премьера спектакля «Похороните меня за плинтусом» на сцене Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа запланирована на осень этого года. А 5 июня, в день рождения Валерия Анисенко, его молодечненский коллектив из Минского областного драматического театра покажет на сцене Дома Москвы в белорусской столице свою недавнюю премьеру «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter