В один день с премьерой «Летучей мыши» Большой театр Беларуси презентовал выставку к 100-летнему юбилею Дмитрия Смолича

Никаких торжеств, никаких речей. Только афиши и фото его спектаклей — «Отелло», «Кармен», «Травиаты», «Князя Игоря», «Севильского цирюльника»… 


Дмитрий Смолич был оперным режиссером от Бога. Сын знаменитого Николая Смолича — первого постановщика опер Шостаковича — он унаследовал от отца творческую отвагу и страсть к экспериментированию. 


Вопреки официальной биографии, Николай Смолич родился не в Санкт-Петербурге, а в Речице. Здесь корни этой замечательной семьи. Так что назначение Дмитрия Смолича в 1962 году на пост художественного руководителя и главного режиссера Большого театра БССР отнюдь не случайность, а перст судьбы. 

Его перебросили в Минск из Одессы, где он за четыре года поставил три оперы. А в Минске на него снисходит творческая благодать. Уму непостижимо, сколько спектаклей он успел поставить за семь лет своего пребывания у руля Большого театра БССР. В том числе невероятные раритеты. Он единственный в XX веке рискнул поставить «Орестею» Танеева и «Рафаэля» Аренского. Он первый после сокрушительного разгрома 1946 года представил публике оперу Прокофьева «Обручение в монастыре». Даже «Отелло» Верди и «Джоконда» Понкьелли были по тем временам сенсацией.

ФОТО: Юлия Андреева

И каждый раз оглушительный успех.

— Когда театр приехал в Москву на гастроли, стояли очереди, чтобы послушать «Отелло», — рассказывает Татьяна Якимович, дочь белорусского дирижера Иосифа Абрамиса, который был партнером Смолича при постановке лучших его спектаклей. 

А ведь были еще и белорусские оперы, над которыми Смолич работал с огромным увлечением. В 1964 году он ставит оперу ныне забытого Алексея Туренкова «Яснае світанне». Первая постановка, осуществленная в 1958 году Ларисой Александровской, оказалась неудачной, и на Смолича была возложена непростая задача — реабилитировать оперу Туренкова в глазах публики. Та же история повторилась в 1967 году с оперой Тикоцкого «Алеся». В 1968 году Смолич ставит лирико-сатирическую оперу Юрия Семеняко «Калi ападае лiсьце».

ФОТО: Юлия Андреева

Руководство республики высоко оценило заслуги Смолича. В 1964 году его наградили званием народного артиста БССР, он избирается депутатом Верховного Совета Белорусской ССР V созыва. 

Но что-то изменилось то ли в воздухе, то ли в самом театре, и в 1969 году Смолич возвращается в Украину. Последней его постановкой в Большом театре БССР стала прозрачная, нежная «Травиата», которая переживет его на десять лет. 
В 1979 году, будучи главным дирижером Киевского театра оперы и балета, Смолич удостаивается звания народного артиста СССР. Но отчего-то именно в этот год он прекращает творческую деятельность.

Так случилось, что столетие со дня его рождения совпало с премьерой «Летучей мыши».

ФОТО: Михаил Нестеров

Любопытно, как бы Смолич отнесся к спектаклю Миклоша Габора Кереньи? Одобрил ли возвращение к первоисточнику, где все пороки названы своими именами, а любовь торжествует лишь до первого житейского поворота? Восхитился бы смелостью и профессионализмом белорусских оперных артистов, которые не только блистательно поют, но и зажигательно играют? Я больше всего беспокоилась за диалоги — и зря. В зале слышно и понятно каждое слово. И, наконец, я узнала, что делает в спектакле огромная бутафорская мышь, задолго до премьеры растиражированная в интернете.
 
Подозреваю, что Смоличу спектакль бы понравился. Но главное — это реакция зрителя. Реакция, как водится, разная. Но все же большинство смеется и радостно хлопает в ладоши.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter