В обычных школах могут быть образовательные лифты для одаренных детей

Большой педсовет с участием Президента никого не оставил равнодушным. Много новых идей витает нынче вокруг учебы в школе. Одну из них хотелось бы обсудить. Министр образования раскритиковал гимназии. Не без оснований. Учебные заведения, претендующие на элитность, как престижная иномарка стали поводом для родительских амбиций. Конкурс похлеще, чем в вузы. В ход идет все: знакомства, спонсорская помощь, влияние. Все ради заветного места для пятиклассника. Итог. Гимназии переполнены. Качество обучения страдает. Дискомфорт. Вступительные экзамены - стресс для ребенка. "У общеобразовательных школ есть такое же право на одаренных учеников", - заявил министр Игорь Карпенко. Готова подписаться под каждым словом, кроме, пожалуй, одного, что повышенный уровень знаний в белорусских гимназиях вскоре будет только в 10 и 11 классах. Уверена: в эпоху развития постиндустриального общества - это слишком поздно. Особенно учитывая, что в отсутствие природных ископаемых главный потенциал нашей страны – человек, его знания и умения. Мозги, короче.

В качестве доказательства, красноречивый пример. В моей семье росли дети погодки. Теоретически оба могли бы сесть за одну парту. Если бы я стала их учителем, то точно сошла бы с ума, не зная, как обучать этих двух детей по одному учебнику и по одной программе. Настолько разные. Сын, играя в двухлетнем возрасте с кубиками, выучил нарисованные на них буквы. В четыре года он уже читал книжки. Причем преимущественно энциклопедии. Как-то, когда Иван учился в третьем классе обычной школы, меня вызвала классная руководительница и рассказала такой курьез. Лилия Сергеевна попросила учеников на урок внеклассного чтения принести любимую книжку. Кто-то взял сказки, кто-то детские рассказики. Ваня притащил ... "Справочник по физике для поступающих в вузы", который обнаружил и выпросил у моей младшей сестры, та когда-то покупала книжку, готовясь к экзаменам в мединститут. "Ваня, ты что-нибудь тут понимаешь?" - была шокирована Лилия Сергеевна. На что мальчик профессорским тоном амбициозно заявил: "Конечно же!". Классная и порекомендовала нам попробовать поступить в 5 класс гимназии. В те времена (а было это 15 лет назад) вокруг гимназий не было такого дикого ажиотажа, как сейчас. Потому без блата и связей мальчик поступил, просто сдав экзамены. Потом - в лицей БГУ. Сейчас – аспирант БГУ, программист.

Теперь о девочке. Кубики с буквами Диане были не интересны в принципе. Велосипед, ролики, подвижные игры, подружки - вот главные увлечения. Читать научилась с трудом в конце первого класса школы. Но самым страшным предметом была математика. Решение задачки типа 1 плюс 2 и так далее мне приходилось ей изнурительно объяснять по несколько часов. Признаюсь, сдавали нервы. Во втором классе учительница английского вызвала в школу, сообщив, что девочка не знает букв английского алфавита, который класс учил целый год. Пришлось просить ее дополнительно позаниматься. А потом ребенок списывал контрольные по физике у подружек, чтобы оценка все же была не ниже пяти. Но у нее открылся другой талант: девочка хорошо рисует и закончила художественную школу. Теперь еще раз повторю вопрос: как учить таких разных по природным способностям детей по одной программе? То, что один усвоит за 5 минут, второму, возможно, вообще ни к чему.                      

Как поведала мне приятельница, проживающая в США, там знания ребенка постоянно тестируют. И как только он показывает результат выше среднего, переводят в класс с более углубленным изучением предмета. Это своего рода образовательные лифты. Причем школу менять при этом совсем необязательно. Условно говоря, есть класс А, где учился бы Иван, и класс В - для Дианы. В одной школе, но по разным программам. Так одаренных в какой-то сфере детей, которые могут показывать результаты выше средних, можно будет отбирать с первого класса. А уже потом, классе в пятом, или в восьмом приглашать их в специализированные гимназии, где профильные предметы преподают на повышенном уровне. Причем тестирование и экзамены, как сейчас правильно предлагает Министерство образования должны проводить не сами гимназии (во избежание коррупции), а независимые учителя.

Аналогично, есть ребята, которые умеют руками творить чудеса – будучие столяры, плотники, сантехники, плиточники, но им, возможно, не под силу высшая математика. Зачем мучить логарифмами, которые все равно не усвоят? Их надо как можно раньше ориентировать в полезных профессиях. В советских школах были для этого специальные учебно-производственные комбинаты. Слесари, повара и токари стране нужны не меньше, чем ученые. И зарабатывают они зачастую даже больше, если не ленятся.

aelita@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter