В общий котел

Как сэкономить предприятию большие деньги? Об этом теперь знает наш корреспондент
Как сэкономить предприятию большие деньги? Об этом теперь знает наш корреспондент

В начале этого года мне довелось встретиться с Николаем Волковичем, директором коммунального предприятия Пуховичского района «Жилтеплосервис». Николай Александрович был (сейчас на пенсии) одним из тех пионеров, которые, несмотря на иронию окружающих, уверенно «ставили» отопительную систему на местные виды топлива. Переориентация котельных с мазута и газа на дрова, щепу, опилки, начатая в 2002 году, многим казалась утопией, возвращением в каменный век. Сегодня, когда мероприятия по замене традиционных источников энергии местными контролируются на самом высоком уровне, понимание важности этого дела в среде руководителей стало массовым.

...Экскурсия для журналистов, организованная Госстандартом и департаментом по энергоэффективности, по социальным объектам Молодечненского района, на которых были установлены «дровяные» и «опилочные» котлы, показала, что никто о совершенных инновациях не пожалел.

Директор Радошковичской школы–интерната Игорь Дятловский в числе тех, кто с местным топливом работает достаточно давно. Впрочем, переориентироваться директора во многом заставили обстоятельства. Старая котельная, работающая на угле, не только «сжигала» уйму денег, но и абсолютно не вписывалась ни в какие санитарно–гигиенические нормы. «В 2002 году территория вблизи интерната была в прямом смысле черной, — вспоминает Дятловский, — а кроме того, температура в помещениях была ниже установленных норм». Закрытие «кочегарки» и покупка двух котлов предприятия «Белкотломаш» — одного на газу и другого на опилках — позволила детям не мерзнуть зимой. Помимо этого, новая котельная дала возможность отапливать построенный медблок с бассейном и обеспечить горячим водоснабжением душевые интерната (раньше детей автобусом возили в баню за 3 километра).

— А каков экономический эффект? — поинтересовались журналисты у директора.

— Газ обходится дешевле угля, а дрова — дешевле газа. В летнее время мы подогреваем воду в котле на опилках, да и в зимнее стараемся экономить «голубое топливо» до наступления суровых морозов. Включаем газовый агрегат, когда без него уже не обойтись, — рассказал Игорь Дятловский. — Использование опилок позволяет экономить 9 миллионов бюджетных рублей в год. Эти деньги для школы–интерната нелишние.

То, что лишних денег не бывает в принципе, прекрасно понимают и в санатории «Сосновый бор», который расположен неподалеку от Радошковичей. Здесь «дровяная» котельная, работающая на заготовках местного лесничества, была введена в марте 2005 года.

— Альтернативой дровам могла стать замена наружной теплотрассы протяженностью 2 километра. Но мы просчитали всю экономику и поняли — это не вариант, — делится директор санатория Геннадий Пустоход.

По оценкам специалистов, замена одного метра отработавшей теплосети обходится примерно в 220 тысяч рублей. Строительство и оборудование дровяной котельной обошлось «Сосновому бору» в 300 миллионов (экономию подсчитать несложно). Причем треть этой суммы предприятию социальной сферы выделил департамент по энергоэффективности (из инновационного фонда Минэнерго).

— Введение в строй собственной котельной позволило создать 15 новых рабочих мест и получать дешевое тепло. Раньше 1 гигакалория обходилась нам в 75.000 рублей, теперь — в 33.000. Фактически новая технология себя окупила, — подытожил Геннадий Пустоход.

...Казалось бы, приведенные примеры — наглядное пособие для окружающих. И тем не менее даже в самом близком окружении энергоэффективных предприятий Молодечненского района есть «оазисы» банальной безалаберности. Буквально в трех шагах от «Соснового бора» расположен санаторий «Звездный». Здесь теплом отдыхающих обеспечивает «действующий памятник» — котельная на мазуте, построенная в 1978 году. Себестоимость одной гигакалории в «Звездном» почти в 6 (!) раз выше, чем у соседей, — 182.500 рублей. Удивительно, что руководство предприятия прекрасно осознает выгоду использования местных видов топлива (тем более под боком — лесничество). Причем осознает уже целых три года... Неоднократно производило расчеты, убеждалось в эффективности переоборудования устаревших и крайне затратных агрегатов. Да вот к делу переход затянулся. «Присматривались к тем, кто уже перешел на местные виды, подыскивали партнеров для поставки необходимого оборудования», — пояснил мне причину отсрочки менеджер «Звездного». Признаться, странное объяснение. Присматриваться и подыскивать можно и 5, и 10 лет. А средства тем временем улетают в трубу. Вместе с новыми рабочими местами и потенциальными клиентами.

Не хочу быть категоричным, но «обломовщина» на местах (по–другому это трудно квалифицировать) — явление довольно ущербное. В сфере энергосбережения особенно. Ведь конкурентоспособность товаров и услуг во многом зависит и от типа котла, который установлен в котельной, и от типа оборудования, генерирующего электроэнергию (это — тема отдельная). Однако все эти типы–подтипы в конечном счете упираются в один — тип руководителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter