В объективе — гроза двенадцатого года

Разгром наполеоновских войск глазами современных фотохудожников

Разгром наполеоновских войск глазами современных фотохудожников


ДАЖЕ накануне празднования 200–летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года историки не могут прийти к единому мнению по поводу причин, которые привели к уничтожению французских завоевателей: плохие дороги, суровая зима... Организаторы фотоконкурса «Эпоха 1812» предложили задуматься над этим вместе. А заодно бросить взгляд на леса, деревни, города, связанные с именами отстоявших их солдат. Работы на конкурс прислали из России, Беларуси, Украины, Литвы. В финальной выставке, открывшейся на днях в московском музейно–выставочном центре «Рабочий и колхозница», экспонируется более 200 снимков. Каждый фотохудожник, чтобы пройти в финал, старался придумать что–то свое, особенное. Так, калининградец Виталий Саранов, Алексей Госс из Санкт–Петербурга и москвич Олег Поляков запечатлели храбрых кавалеристов, харизматичных гусар и кокетливых маркитанок во время реконструкций сражений под Бородино и Малоярославцем. Батальные сцены с многочисленными войсками, пушками и дымом позволяют ощутить колорит той эпохи. Надежда Храмова представила уникальные позитивные серебряные изображения на стекле. Сняты они старинной оптикой и изготовлены по технологии, изобретенной в середине XIX века. Были свои секреты и у финалиста из Витебска Александра Артемьева.


— Прежде всего проштудировал гору исторической литературы, — вспоминает фотограф. — Хотелось показать Витебск таким, каким его мог видеть Наполеон, намеревавшийся разделить и уничтожить русские армии поодиночке на территории Белоруссии.


Два снимка Артемьева сделаны со смотровой площадки городской Ратуши. Мощеные улочки, черепичные крыши 2–3–этажных домиков... Возможно, кто–то из французских солдат также всматривался с 40–метровой высоты в сторону горизонта. К слову, линия горизонта у фотографа при помощи специального объектива, так называемого рыбьего глаза, получилась бесконечно длинной. Свято–Воскресенская церковь, восстановленная несколько лет назад, снята с этой же точки. Только ночью. Еще один ночной снимок — красиво подсвеченный во время «Славянского базара» Успенский собор. Его отражение будто качается на спокойных водах Западной Двины... Православный храм, до того как его взорвали в 30–е годы XX века, был визитной карточкой Витебска. Также известно, что в 1812 году наполеоновские войска устроили в нем лазарет. Этот собор тоже только что отстроили заново.


— Замечательно, что в городе взялись за восстановление исторического центра. И это не только мое мнение, — говорит Артемьев. — Я родился и вырос в Великих Луках. У меня там до сих пор друзья остались. Многие из них, кто в последнее время побывал в Витебске, не скрывают своего восхищения. Мне, как фотохудожнику, хотелось передать это ощущение красоты...


Пробившись в финал «Эпохи 1812», организованной департаментом культуры города Москвы и музейно–выставочным объединением «Столица», Александр заработал диплом. Для него это замечательная возможность выставиться в одном из лучших российских залов. Что же касается этого некоммерческого проекта в целом, по мнению организаторов, он привлечет внимание к отечественной истории, будет содействовать развитию любительского фотоискусства, а также появлению нового поколения фоторепортеров–историков.


SVG–VT@MAIL.RU


МОСКВА — ВИТЕБСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter