В новых условиях

После того как президентским указом от 8 декабря 2005 года № 580 были внесены изменения и дополнения в Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, ее задачи и функции частично изменились. Но главная задача осталась прежней — осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях. Дополнительно на Госинспекцию была возложена задача координации деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению госконтроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства. В то же время все функции государственного управления и регулирования рыболовства с нее были сняты, остались чисто контрольные функции.
На недавнем заседании коллегии Госинспекции были рассмотрены итоги работы в новых условиях в первом полугодии. Как отметил в своем докладе заместитель начальника Госинспекции Александр Новиков, наряду с изменением задач, функций и структуры Госинспекции изменилась также правовая основа ее работы. Указом Президента были утверждены новые Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, введенные в январе 2006 года. В соответствии с еще одним указом главы государства, направленным на усиление ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты, в несколько раз были повышены штрафные санкции на физических лиц. Введена экономическая ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение этих правил. Это потребовало значительных усилий всего личного состава Госинспекции по изучению новых документов и их правильному применению. Совместно с Минприроды, Минлесхозом и Минсельхозпродом были разработаны комментарии к новым правилам.
Но это не значит, что госинспекторы ушли с головой в бумаги. За первое полугодие было выявлено 5770 нарушений природоохранного законодательства. И хотя количество выявленных нарушений по рыболовству по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 2 раза, по охоте — в 2,6 раза, по лесопользованию — в 1,3 раза, отчасти это объясняется тем, что в данных сферах деятельности уже наведен определенный порядок. Многие охотники, рыболовы и лесозаготовители осознали, что они находятся под контролем и за любые нарушения наказание неотвратимо. Кроме того, размеры штрафов за нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (от 20 до 50 базовых величин) и Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (от 5 до 50 базовых величин) очень чувствительно бьют по карману нарушителей. Сильно возросла также такса для исчисления размера причиненного природным ресурсам ущерба.
При уменьшении общего количества выявленных нарушений в 1,7 раза сумма наложенных штрафов в первом полугодии увеличилась в 2,5 раза и составила 1124 миллиона рублей. Во столько же раз увеличилась сумма предъявленного нарушителям ущерба — 695 миллионов рублей.
Больше внимания начали уделять госинспекторы нарушениям правил торговли озерно-речной рыбой в неустановленных местах и соблюдению законодательства об охране водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
В первом полугодии в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел передано 154 материала, возбуждено 101 дело. Одним из важнейших способов предупреждения правонарушений является вынесение предписаний руководителям учреждений, предприятий и организаций по устранению выявленных системных нарушений природоохранного законодательства и контроль за их выполнением.
Продолжались плановые мероприятия по усилению госконтроля за соблюдением природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях. В результате оперативных рейдовых и контрольных мероприятий на ООПТ выявлено 414 нарушений природоохранного законодательства.
Страшнее  браконьерства
Вред, причиняемый рыбным ресурсам в результате загрязнения водоемов сбросами, в 2,8 раза превзошел ущерб, причиненный браконьерами. Работники Госинспекции совместно с представителями других природоохранных органов выявили 7 случаев гибели рыбы в Минской, Брестской и Могилевской областях. Всего в первом полугодии в результате сброса неочищенных вод рыбным ресурсам причинен ущерб в размере 1,9 миллиарда рублей, в том числе в реке Свислочь — свыше 1 миллиарда рублей. Материалы по данному факту направлены в прокуратуру Минской области для возбуждения уголовного дела. Поскольку гибель рыбы в реке Свислочь имеет системный характер, этот водоток взят Госинспекцией под особый контроль.
Связанные одной целью
Подразделения Госинспекции активизировали работу по взаимодействию с природоохранными, правоохранительными и иными госорганами. В первом полугодии проведено 1267 совместных мероприятий, в ходе которых выявлено 923 административных правонарушения и 3 преступления против природной среды. Налажен межведомственный обмен информацией, что также способствует повышению эффективности природоохранной деятельности.
На особом контроле находятся нарушения, допущенные должностными лицами, и кстати, количество таких нарушений сокращается. Если в первом полугодии 2005 года за нарушение природоохранного законодательства работники Госинспекции задержали 355 должностных лиц, то в январе—июне 2006-го — 197.
Больше внимания стало уделяться предупредительно-профилактической работе. Руководители Госинспекции, начальники областных и межрайонных инспекций еженедельно ведут прием граждан. С начала 2006 года в системе Госинспекции работают телефоны “горячей линии”. В первом полугодии от граждан поступило 2512 звонков. В 982 случаях сообщалось о нарушениях природоохранного законодательства, по которым силами Госинспекции пресечено 399 правонарушений, 59 обращений направлено в другие инстанции.
Начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Михаил Арешко отметил, что работа отдельных областных и межрайонных инспекций, а также управления оперативного реагирования оставляет желать лучшего. Необходимо больше внимания уделять взаимодействию с органами Минприроды, Минлесхоза и Минсельхозпрода по выявлению и пресечению правонарушений природоохранного законодательства. Должна быть повышена эффективность работы инспекторов, надо активизировать деятельность по выявлению грубых нарушений, шире использовать принцип неотвратимости наказания и по всем другим выявленным нарушениям. Еще одна важная задача — активизировать работу с общественностью. Конкретные поручения, направленные на устранение выявленных недостатков в работе подразделений Госинспекции и повышение эффективности их работы, записаны и в решении коллегии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter