В Новополоцке действует уникальная выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата»

История, лица, жизни, опаленные Великой Отечественной войной. Обо всем этом — выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата», которую могут увидеть жители и гости Новополоцка. На ней впервые представлены десять написанных фронтовыми художниками портретов. На них уроженцы Беларуси, судьбы которых проследила Ксения Антонова, главный хранитель фондов Музея боевой славы школы № 2 Новополоцка.

В 2017 году Ксения стала участницей международной научно-практической конференции в Москве и узнала о портретах белорусов, хранившихся в фондах Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. О героях картин было известно немного: имя, возраст и место рождения. Девушка загорелась идеей погрузиться в тему и начала поиски. В итоге большая работа переросла в плодотворное сотрудничество Музея истории и культуры Новополоцка и Музея Победы. Последний предоставил уникальные портреты, которые ранее нигде не экспонировались, обращает внимание директор новополоцкого музея Владимир Беляев:

 Совместный проект вышел действительно особенным. С десяти черно-белых картин смотрят наши земляки, они служили в разных войсках, имели разные звания, воинские специальности. Всех их объединяло одно — желание дойти до Победы!

Одним из тех, кому повезло, был уроженец Дисны Максим Исакович Кункис. Трое его сыновей — Николай, Иосиф и Валерий — по праву гордятся отцом. Уйдя на фронт 19-летним пареньком, ефрейтор Максим Кункис не раз лицом к лицу встречался со смертью, за проявленное мужество был отмечен орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Отец был снайпером, и эти награды получил за без малого 120 уничтоженных его меткой пулей фашистов, говорит Николай Кункис, сын героя:

 Папа не любил вспоминать о войне. Слишком тяжело, горько все это было. Из самых страшных воспоминаний — смерть его родного брата, призванного на год раньше в ту же самую часть. Дядя Наум умер буквально у него на руках, разорванный вражеским снарядом… Немногим позже отец тоже серьезно пострадал. Осколки располосовали ему всю спину, оторвали часть правой руки. 

Год Максим Кункис находился в госпитале в Иваново. Сберечь руку не иначе как чудом помог старенький хирург, профессор, решившийся на эксперимент  пересадку костей. Рука уцелела, но всегда отзывалась сильными болями, включается в беседу средний сын Максима Исаковича Иосиф:

 Папа ушел из жизни всего в 64 года, до конца дней нося возле сердца три осколка снаряда. А наши сердца сегодня наполнены радостью: спустя 75 лет мы словно получили весточку от родного человека. Это ли не настоящее чудо?

Найти потомков каждого из героев портретов. Такую амбициозную, непростую задачу ставит перед собой Ксения Антонова. Для поисковика со стажем, между прочим, отмеченного за свою деятельность и в Беларуси, и в России, это очень важно. Наверное, нет такого белоруса, в чью семью не заглянула бы война:

 Мой прадед Игнат Васильев был известным партизаном, имел множество наград. Мне повезло узнать о нем от бабушки. Хочется верить, что удастся отыскать и потомков героев, изображенных на этих фронтовых портретах.

К слову, с апреля картины дополнят копии знаменитых юмористических плакатов «Окна ТАСС», в годы Великой Отечественной войны продолжившие традиции окон «РОСТА». Это еще один совместный проект музеев Москвы и Новополоцка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter