Один из самых выдающихся летчиков-истребителей Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Андрей Кулагин совершил 762 (!) боевых вылета, на его счету 32 лично сбитых немецких самолета

В небе — Кулагин!

Широко известно, что среди россиян самым результативным летчиком-истребителем был Покрышкин, среди украинцев — Кожедуб, у белорусов свой рекордсмен — Кулагин!

Лейтенант Андрей Кулагин. 1943 г.
4 сентября исполнится 100 лет со дня рождения одного из самых выдающихся летчиков-истребителей Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Андрея Михайловича Кулагина. Он совершил 762 (!) боевых вылета, на его счету 32 лично сбитых немецких самолета. Это лучший показатель среди летчиков-белорусов. Рядом с ним, в тройке лидеров, только дважды Герой Советского Союза Павел Головачев и Герой Советского Союза Федор Архипенко, у которых на личных счетах по 30 сброшенных с неба самолетов люфтваффе. Кулагин был не только лучшим асом в своем полку и дивизии, не было ему равных и среди всех воевавших выпускников его родной Армавирской военной авиационной школы пилотов. Большинство гитлеровцев он вогнал в землю на, мягко говоря, не пользовавшимся у летчиков хорошей репутацией деревянном истребителе ЛаГГ-3: 22 лично сбитых и еще 6 — в групповых боях! Это абсолютный рекорд среди всех пилотов, воевавших на подобном самолете. 

А выпущено ЛаГГов было в годы войны немало: 6528! В силу врожденной скромности Андрей Михайлович никогда не выпячивал свои заслуги: о нем не написаны книги, очень скупо и порой не точно рассказывается в энциклопедиях. Пришло время познакомиться поближе с нашим легендарным соотечественником.

***

Есть в его биографии факты, которыми не могли похвастать даже знаменитые асы — трижды Герои Советского Союза Покрышкин и Кожедуб. Кулагин мастерски сбивал немцев не только днем, но и ночью, да еще и над морем! Кстати, установленный соответствующим приказом норматив в 30 сбитых самолетов, который давал ему право быть награжденным второй Золотой Звездой Героя Советского Союза, Кулагин перевыполнил. Сегодня самые авторитетные российские исследователи истории истребительной авиации почему‑то утверждают о 30 уничтоженных им самолетах люфтваффе. Автор данного материала лично потратил немало времени на изучение архивных документов и оказалось, есть данные обо всех 32 сбитых Кулагиным самолетах.

Путь в небо

Родился будущий самый результативный белорусский ас в деревне Старое Закружье Ветковского района Гомельской области. Школу‑семилетку окончил в Могилеве. В 1936 году 15‑летний Андрей уже встал к слесарному станку на местном авторемонтном заводе. Как и многие его сверстники, по призыву комсомола записался в аэроклуб. Здесь на биплане У‑2 он впервые поднялся в небо. 

6 апреля 1940 года Могилевским горвоенкоматом Андрей Кулагин был призван в армию. Казалось, что для успешно прошедшего обучение в аэроклубе парня была обеспечена прямая дорога в авиацию. Но она, увы, оказалась долгой и непростой. В декабре 1940 года в Армавире была сформирована военная школа пилотов. В новорожденной школе, среди курсантов которой оказался и Андрей, не хватало аэродромов, самолетов, бензина. А тут еще и война! Курс летной подготовки был рассчитан на шесть месяцев, но попал в боевой полк сержант Кулагин только в июле 1942 года. Кстати, с весны этого же года лучшие курсанты, освоившие самолеты УТ‑2, УТИ‑4 и И‑16, приступили к полетам на истребителе Як‑1. За пополнением в Армавир, прямо с фронта, прилетел командир 821‑го истребительного полка, воевавшего на Яках, майор Соколов. Перед построенными курсантами Соколов честно и открыто рассказал, что полк несет тяжелые потери. И что ему нужны самые отважные и уверенно пилотирующие Як‑1 пилоты. 

ЛаГГ-3 11-й серии с пусковыми установками для ракет РС-82 и подвесными топливными баками.
Среди добровольцев, вышедших из строя, был и Кулагин. Майор побеседовал с каждым, посмотрел их личные дела и выбрал лучших. В щуплом, худеньком, больше похожем на школьника пареньке опытный пилот сумел разглядеть будущего аса.

Начало боевой карьеры

Служба сержанта Кулагина в боевом полку началась 14 июля 1942 года на Южном фронте. Не успел он толком осмотреться, вникнуть в обстановку, как 25 июля немцы пошли в наступление по плану стратегической операции «Эдельвейс».Началась кровопролитная битва за Кавказ. Гитлеровцы прорвали фронт и стремительно продвигались на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Наши войска несли большие потери и на земле, и в воздухе. Для Кулагина такое начало боевой карьеры было удручающим. Буквально за несколько дней полк «растаял», потеряв большинство самолетов. Качественное и количественное преимущество немецкой авиации было подавляющим. Через три дня после начала немецкого наступления Южный фронт был расформирован. Обескровленный 281‑й иап (истребительный авиационный полк) перебросили на Закавказский фронт. Ставших безлошадными летчиков направили в тыл, где они должны были в кратчайший срок освоить истребители ЛаГГ‑3 и вернуться в полк. Оставшиеся Як‑1 свели в одну эскадрилью, которую возглавил опытный летчик капитан Федор Кулякин. В ней оказался и Андрей Кулагин. Федор Никифорович стал для него первым настоящим наставником, научившим азам воздушного боя. С середины сентября 821‑й иап воюет в составе 217‑й авиадивизии 4‑й воздушной армии Северной группы Закавказского фронта. Главная задача — любой ценой остановить гитлеровцев, рвущихся к Моздоку и Малгобеку, нефтеносным районам Грозного и Баку. Большинство боевых вылетов было на штурмовку немецкой мотопехоты и разведку. Воевать над горной местностью было крайне непросто. К тому же воздушные бои отличались особой ожесточенностью. 18 сентября 1942 года в районе Моздока капитан Кулякин во главе пятерки Як‑1, в составе которой был и Кулагин, мастерски сбил истребитель Ме‑110. 
Немецкий самолет врезался в гору на глазах у Андрея. А он «привозил» на свой аэродром только пробоины от пуль и осколков. Однажды после атаки пятерки «мессеров» в его самолете их насчитают более сорока! 
Но верно говорят, что за одного битого двух небитых дают. Его победы были еще впереди. Кстати, здесь же, на Северном Кавказе, в это же время начинал воевать и самый результативный немецкий ас Эрих Хартманн. И у него поначалу ничего не получалось. В первых боях растерялся, был сбит и едва не погиб. В течение трех месяцев участвовал в боях, но безрезультатно. Вполне вероятно, что мог встречаться в небе и с Кулагиным.

В декабре 1942 года в связи с тем, что во все двухэскадрильные истребительные полки в соответствии с новыми штатами вводилась третья эскадрилья, из 821‑го иап в 249‑й иап 217‑й дивизии была передана эскадрилья Як‑1 капитана Кулякина. Именно в этом 249‑м полку, который в 1944 году будет преобразован в 163‑й гвардейский, Андрею Кулагину доведется воевать до самого конца войны. В этой же части под командованием легендарного летчика, участника боевых действий в Китае и Финляндии, Героя Советского Союза Петра Козаченко он вырастет в настоящего аса.

В небе истребитель ЛаГГ-3.

1 января 1943 года началась долгожданная Северо‑Кавказская наступательная операция. Гитлеровцы, опасаясь окружения, как под Сталинградом, начали спешно отводить свои войска от Моздока и Нальчика к Ставрополю. 2 января с аэродрома «Тулатово» у города Орджоникидзе на Як‑1 совершил два боевых вылета и старший сержант Кулагин. Отступали немцы очень быстро. 7 января летчики полка уже штурмовали их аэродром в Минеральных Водах. Так как две эскадрильи полка были вооружены истребителями ЛаГГ‑3, то летали в смешанных боевых порядках: ЛаГГи — в ударной группе, а Яки — в прикрывающей. 8 января стал особо памятным днем для Кулагина. Четыре ЛаГГ‑3 и пять Як‑1 сопровождали шестерку штурмовиков Ил‑2. Их попытались атаковать пять истребителей Ме‑109 (Messerschmitt—109). Как доложил после возвращения на аэродром ведущий группы командир полка Козаченко, быстрее всех на атаку «мессеров» среагировал Кулагин: снайперским огнем он сбил один Ме‑109. Остальные фашистские летчики позорно бежали. Задача была выполнена. 26 января полк базировался на хорошо знакомом Андрею аэродроме в Армавире. На следующий день пара ЛаГГ‑3 и четверка Як‑1, вылетев на штурмовку железнодорожных эшелонов в районе Тихорецка, провела самый результативный бой за весь период наступления. Сначала лейтенант Корнев на Як‑1 сбил ненавистную «раму» — разведчик ФВ‑189, затем сержант Слупский на ЛаГГ‑3 уничтожил бомбардировщик Ю‑88. Старший сержант Кулагин бесстрашно атаковал четверку двухмоторных истребителей Ме‑110. 
Несмотря на яростный огонь воздушного стрелка противника, он стремительно сблизился с самолетом и срезал его с первой очереди. Атаковать в упор, с минимальной дистанции — это станет фирменным приемом будущего аса Кулагина. Смертельно опасно? Да. А легких побед и не бывает. 
4 февраля наступательная операция завершилась. Наши войска, освободив от немецких оккупантов Ставропольский край, часть Ростовской области и Краснодарского края, Чечено‑Ингушскую, Северо‑Осетинскую, Кабардино‑Балкарскую республики, Черкесскую автономную область, продвинулись на 600 (!) километров. Северная группа Закавказского фронта выполнила свою задачу и была преобразована в Северо‑Кавказский фронт.

В феврале того же 1943‑го Кулагин с товарищами летал с аэродромов в Тихорецке и у станицы Тимошевской. Впереди их ждали тяжелейшие бои на Кубани. Немцы яростно сопротивлялись, но, предчувствуя предстоящее поражение, начали с помощью транспортных самолетов Ю‑52 и буксируемых планеров переброску войск на Керченский полуостров и в Крым. В праздничный день 23 февраля пятерка наших истребителей, среди которых был и Кулагин на Як‑1, перехватила 7 трехмоторных транспортников Ю‑52. Используя сложные погодные условия, гитлеровцы ­планировали ­беспрепятственно пересечь Керченский пролив. Стремительной атакой Андрей зажег один самолет. И тот вместе с экипажем и находившейся на борту пехотой рухнул на берег Темрюкского залива недалеко от станицы Ахтанизовской. 

Пилот 3‑й аэ старший сержант Кулагин за совершенные 34 боевых вылета, участие в 18 воздушных боях, в ходе которых он лично сбил три самолета (Ме‑109, Ме‑110, Ю‑52) и один в групповом бою (бомбардировщик Ю‑88), был удостоен своей первой награды — ордена Красного Знамени.

Самолет из фанеры

10 марта 249‑й полк вошел в состав 229‑й истребительной дивизии, вооруженной истребителями ЛаГГ‑3. Было принято решение полностью перевооружить на этот самолет и весь 249‑й истребительный авиаполк. Летчики 3‑й аэ расставались с Як‑1 неохотно. Он был легче и маневреннее ЛаГГа, что было особенно важно в боях с немецкими истребителями. Судя по сохранившимся в архиве донесениям, дольше всех в полку продолжал летать на Як‑1 Кулагин. Но и он с 14 марта воюет уже на ЛаГГ‑3. И кто тогда мог предположить, что большинство своих побед над гитлеровскими асами он совершит именно на самолете этого типа. Сказать, что цельнодеревянный ЛаГГ‑3 пользовался среди летчиков дурной славой — значит, ничего не сказать. Как его только ни называли: и бревном, и поленом, и фанерным ящиком… Аббревиатуру ЛаГГ любители черного юмора расшифровывали не иначе как «летающий авиационный гарантированный гроб». Главная фишка созданного накануне войны истребителя, к слову, высоко оцененного лично Сталиным, была в том, что он целиком изготавливался из так называемой дельта‑древесины. За этим загадочным названием стоит не что иное, как пропитанный специальной смолой ВИАМ Б‑3 шпон, который склеивался с помощью пресса под большим давлением при высокой температуре. Полученная фанера была крепче обычного дерева и обладала невероятной огнестойкостью. 
Сталин ликовал: дефицитный алюминий не нужен, а с деревом в стране проблем не было. Клей, фанера, полотно, минимум металла — и получай готовый истребитель! Но у дельта‑древесины был существенный недостаток — большой вес. 
Самолет оказался слишком тяжелым для своего недостаточно мощного мотора М‑105П. А другого не было. Двигатели — это извечная беда нашей авиации. В специально изданном наркоматом обороны в 1943 году секретном пособии для летчиков «Тактика истребительной авиации» отмечалось, что ЛаГГ‑3 тяжелый, инертный самолет, медленно набирающий и быстро теряющий скорость, что особенно важно помнить при выполнении вертикальных маневров. Попытки снизить его вес привели к тому, что он стал уступать немецким истребителям и по мощности вооружения, имея всего одну 20‑миллиметровую пушку ШВАК с боекомплектом в 160 снарядов и одним 12,7‑мм пулеметом. Но побеждает врага, как известно, не самолет, а летчик. В руках таких пилотов, как Кулагин, и бревно становилось ласточкой. Справедливости ради надо сказать, что к 1943 году ЛаГГ‑3 усовершенствовали: форсировали, увеличив мощность, его мотор, установили предкрылки, новый, с бронированными стеклами и улучшенным обзором фонарь кабины летчика, сделали убирающимся заднее хвостовое колесо. Но и после этих доработок он уступал цельнометаллическим немецким истребителям Ме‑109Г последних модификаций. А именно с ними и пришлось сражаться Кулагину. 

Сбитый немецкий истребитель — знаменитый «король неба» Ме-109. Их Кулагин на ЛаГГ-3 сбил 13 (!) лично и один в группе.

***

Здесь, на Кубани, в Тамани и на Керченском полуострове были собраны лучшие асы 4‑го воздушного флота генерал‑фельдмаршала барона Рихтгофена из истребительных эскадр JG‑3 «Удет» и JG‑52. Тем весомее были победы Андрея Кулагина: 13 (!) лично сбитых «мессеров» и еще один — в группе. 

В конце февраля 1943 года в 249‑й иап поступили для испытаний шесть новых истребителей Ла‑5, созданных на базе ЛаГГ‑3 путем установки на него мощного двигателя с воздушным охлаждением М‑82. На них, как решило командование, по очереди летали летчики из руководящего состава полка и наиболее перспективные из числа молодежи. Удивительно, но в их числе Кулагина не оказалось! На Ла‑5 он начнет воевать только в конце июня 1944 года в небе Белоруссии.

***

Свой первый боевой вылет на ЛаГГ‑3 старший сержант Кулагин совершил с аэродрома у станицы Тимашевская 14 марта 1943 года. Основными задачами в тот день были ведение разведки и сопровождение пилотов 84‑го иап, которые на бипланах И‑153, приспособленных под штурмовики, наносили удары по позициям немцев. 22 марта он впервые опробовал оружие ЛаГГа в бою с четверкой «мессеров». 
Дебют был удачным: подбитый Ме‑109 с резким снижением ушел на свою территорию. Остальные позорно бежали. Через четыре дня, прикрывая И‑153 в районе станицы Крымской, Кулагин одержал первую групповую победу над Ме‑109, который навсегда остался в кубанской земле. 
27 марта здесь же, у Крымской, в ожесточенном бою с десятью Ме‑109 он лично уничтожил ненавистного «мессера». Через три дня еще один «мессер» попал под губительно меткий огонь ЛаГГа Кулагина, а второй, волоча черный хвост дыма, сумел‑таки удрать.

Сражение над станицами

В апреле все силы полка были брошены на прикрытие Ил‑2 из 230‑й штурмовой авиадивизии, которые били по врагу у Крымской. Название этой станицы знали все летчики‑фронтовики. В небе над ней развернулось одно из самых грандиозных воздушных сражений Великой Отечественной. С обеих сторон в яростных схватках схлестнулись десятки, сотни самолетов! Настоящая воздушная Прохоровка! 15 апреля 1943 года получивший звание младшего лейтенанта Кулагин в составе восьмерки ЛаГГов с трудом выдержал одновременную атаку 28 (!) немецких истребителей. Один Ил‑2 фашистам удалось сбить. На следующий день Андрей отомстил гитлеровцам — подбил Ме‑109. 

4 мая станица Крымская была освобождена от фашистов, но начались не менее ожесточенные бои на рубеже станиц Киевская и Молдаванская. Гитлер требовал во что бы то ни стало удержать Таманский полуостров. Бои носили исключительно упорный характер. Прорвать немецкую оборону долго не удавалось. В конце мая Кулагин сбил в районе Киевской три истребителя Ме‑109. В июне отправил в небытие еще двух немецких асов на «мессерах» плюс подбил один Ме‑109 и разведчик ФВ‑189. Воздушный бой 25 июня едва не оказался для него последним. Шестнадцать Ме‑109 неожиданно атаковали шестерку советских истребителей. Ведущему группы лейтенанту Корневу и его ведомому Кулагину удалось в скоротечном бою уничтожить по одному «мессеру». Но и сами они были сбиты. Корнев погиб, а раненый Кулагин лишь в последний момент сумел выброситься из горящего самолета на парашюте. Андрею повезло, его подобрали наши пехотинцы и доставили в госпиталь.

И яркий орден на груди

14 июля 1943 года младший лейтенант Кулагин был награжден орденом Отечественной войны I степени. На борту его самолета красовалось уже 11 красных звездочек, обозначающих сбитые самолеты врага. На свое первое после ранения боевое задание Андрей вылетит 15 августа, а собьет первый самолет Ме‑109 лишь 20 сентября. Но уничтожит он его у станицы Гостогаевской, где располагалось осиное гнездо немецких асов — главный аэродром 52‑й истребительной эскадры. Все чаще летчикам 249‑го иап ставятся задачи на ведение разведки в интересах 4‑й воздушной армии. А вскоре разведка станет их основной работой. А главное правило разведчика — действовать скрытно, избегать встреч с противником и доставить адресату добытую ценную развед­информацию. Воздушные бои в момент разведки не поощрялись — за них могли и наказать.

Окончательно вышвырнуть немцев с Таманского полуострова удалось только к 9 октября. В конце этого месяца полк Кулагина перебазируется на аэродром у станицы Фонталовская в Темрюкском районе Краснодарского края. Этот аэродром станет для Андрея самым счастливым. 
Здесь он вырастет в настоящего аса, собьет на ЛаГГ‑3 еще 14 немецких самолетов лично и 4 в группе, станет лучшим ночным охотником и будет представлен к званию Героя Советского Союза.

Битва за Керчь

В начале ноября 1943 года наши войска высадились на Керченском полуострове и захватили плацдарм у города Керчь. Сам город освободить не удалось. Немцы решили сбросить наших бойцов в море. Большие надежды они возлагали на бомбардировочную авиацию, которую они начали применять в огромном количестве. Десятки, сотни стервятников шли непрерывно, волнами. И днем, и ночью. На прикрытие плацдарма и плавсредств с боеприпасами, вооружением и продовольствием в Керченском проливе командование бросило все истребители. 14 ноября Андрей открыл свой боевой счет над Керченским полуостровом. Взлетев на перехват девяти пикирующих бомбардировщиков Ю‑87 и четырех Ме‑109 в районе Аджимушкая, он стремительной атакой рассеял их строй и меткой очередью срезал зазевавшегося «мессера». Налет гитлеровцев был сорван. Через два дня в бою с восемнадцатью бомбардировщиками Хе‑111, тринадцатью Ю‑87 и восемью истребителями Ме‑109 он сбил еще одного «худого», который упал в море. Бои шли исключительно жестокие. На аэродром в Фонталовскую не вернулись майор Судариков, капитан Васильев, были сбиты младшие лейтенанты Бережной, Зиновьев, Холявко, Рыбкин, Кистаев, Жаров. 19 ноября лейтенант Кулагин во главе шестерки ЛаГГ‑3 перехватил у Аджимушкая двадцать семь Ю‑87, летевших под прикрытием четырех «мессеров». Андрей сбил Ю‑87, еще три были подбиты летчиками его группы. Немцы задание не выполнили и повернули назад. Победа далась нелегко: огнем воздушных стрелков Ю‑87 были повреждены четыре наших истребителя, в том числе и самолет Кулагина. Он все чаще летает ведущим шести—восьми истребителей, ему поручают самые сложные задания. Для зеленого лейтенанта это не только огромное доверие, но и признание его особого летного таланта. 26 ноября еще один немецкий самолет нарвался на его меткую очередь. На этот раз это был бомбардировщик Хе‑111, который на глазах у советской пехоты рухнул под Керчью. 

Уничтоженный пикирующий бомбардировщик Ю-87. Кулагин сбил таких четыре сам и два в группе.

(Окончание следует.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter