Сказывается ли фамилия на увлечениях людей?

В небе — Голуб и Лебедь

Первый дельтаплан по чертежам из научно-популярного журнала житель небольшой деревни Пласток Любанского района Василий Голуб смастерил на чердаке дома. Втайне от жены Людмилы, которая не хотела “отпускать” мужа в небо. Конструкция напоминала неоперившегося птенца: подпрыгивала, но подняться в воздух не могла. Василий тут же начал делать другой дельтаплан. Сам сваривал трубы, подбирал и сшивал ткань крыла. Этот аппарат оказался получше, но летных аппетитов Василия не удовлетворил. И только на третьем дельтаплане мастер-самоучка отвел душу. Двигатель — японский, но редуктор, винт, некоторые другие узлы и детали сделал сам, благо имеет токарный станок, сварочный аппарат.


Первые пробежки самолета Владимира Лебедя.

На двухместном летательном аппарате член федерации сверхлегкой авиации Василий Голуб побывал во многих уголках Беларуси, участвовал в фестивалях дельтапланеристов, где свое мастерство демонстрировали коллеги из России, Польши, Чехии. И почти всегда привозил дипломы, в первую очередь за оригинальность, усовершенствование конструкции. К примеру, каждый цилиндр мотора он снабдил отдельным карбюратором, что усилило его мощность. А однажды Василий прославился на всю Страну Советов: его полет, а точнее незапланированное приводнение, показали в популярной программе “Сам себе режиссер”.

— Я летел в качестве пассажира, управлял дельтапланом инструктор, опытный пилот Александр Чернов, — вспоминает с улыбкой Василий. — По просьбе оператора телевидения мы должны были пролететь над озером на минимальной высоте и перед камерой взмыть ввысь. Погода была тихой, отраженные в воде облака скрадывали высоту. Пилот ошибся, и мы, чиркнув колесами по воде, ухнули прямо в озеро, что и зафиксировала телекамера. А то, как мы с четырехметровой глубины доставали основательно поврежденный дельтаплан, ремонтировали и чистили его, уже никто не снимал.

Необычным, пьянящим чувством полета Василий щедро делится с другими. Жена Людмила Владимировна и сын Андрей пролетели разок и сказали: “Хватит, на земле комфортнее”. Зато дочь Елена использует каждую возможность, чтобы взмыть с отцом ввысь. Да и олимпийская чемпионка Юлия Нестеренко, футболист Александр Глеб, биатлонистка Дарья Домрачева и многие другие известные спортсмены, полетав с Василием Владимировичем, непременно выказывали желание подняться в небо еще раз. Дело в том, что одно время Василий Голуб был помощником у депутата Палаты представителей Ивана Семенени, который привозил на Любанщину известных спортсменов. Познакомившись с ними, энергичный и гостеприимный конструктор не мог не поделиться с гостями радостью, счастьем свободного полета.

Полет — это необычная красота, свобода, вдохновение. Но обходится он недешево. Импортный двигатель, крыло не на одну тысячу долларов тянут. Вариометр, показывающий горизонтальную и вертикальную скорость, стоит более 200 долларов, еще дороже экипировка: комбинезон, шлем, очки... А потому Василий Голуб арендует около десятка гектаров пашни, где возделывает картофель, зерновые. Практически из хлама собрал зерноуборочный комбайн, сконструировал трактор, другие необходимые для крестьянского труда механизмы, дружит с передовыми технологиями. Неудивительно, что отдача гектара у арендатора-конструктора всегда выше средней по району.

А еще Василий Голуб помог “стать на крыло” доброму десятку влюбленных в небо. Однажды прокатил на дельтаплане работника “Беларуськалия” Владимира Лебедя. И тот основательно “заболел” небом.

При поддержке Василия Голуба Владимир Лебедь смастерил собственный дельтаплан. Как-то при неудачной посадке аппарат чуть не развалился на части. Почесав ушибленные места, Владимир Иванович не опустил руки, а начал строить более надежный двухместный дельтаплан.

И на нем не раз кружил над Солигорском с женой Аллой Валентиновной — своей верной помощницей и единомышленницей.

— А потом я задумал построить самолет, причем не по чертежам, а таким, каким он мне представлялся, — рассказывает Владимир Лебедь. — За основу взял образец с толкающим винтом, который расположен сзади пилота, что не требует кабины, а при взлете и посадке создает летчику больше комфорта. С помощью специальной литературы постигал секреты центровки, балансировки. Крыло, усиленное трубами, по собственной технологии склеил из пенопласта с помощью смолы, стекловолокна. Оно получилось цельным, жестким, надежным. Обычный лодочный двигатель усовершенствовал, довел до мощности в 30 лошадиных сил, которых вполне достаточно, чтобы разогнать самолет до 70 километров в час и поднять его в воздух.


Через минуту Василий Голуб с дочерью Еленой поднимутся к облакам.


Владимир Иванович целыми днями пропадал в гараже, мастерил детали, пробовал, подгонял, менял. Помогали полученная в техникуме специальность электромеханика и опыт работы в цехе контрольно-измерительной аппаратуры и автоматизации, где трудятся настоящие технические интеллектуалы “Беларуськалия”. И вот самолет оригинальной конструкции, весом 210 килограммов, длинной 6 и размахом крыльев 8 метров уже носится на окраине Солигорска. Кажется, вот-вот легко взмоет в воздух. Но мягко тормозит.

И возвращается на исходную позицию...

— Построить самолет намного сложнее дельтаплана, это касается как конструкции, так и управления, — поясняет Владимир Лебедь. — А потому положено, чтобы его поднял в воздух, дал необходимую оценку опытный летчик. Профессиональный пилот, чемпион Беларуси по планерному спорту Николай Овсянников уже осмотрел мой самолет, дал ему хорошую оценку и пообещал облетать его.

— Владимир Иванович, вам уже 60 лет, не поздновато ли заниматься самолетостроением? — интересуюсь я.

Пенсионер отвечает не задумываясь:

— По состоянию здоровья я могу пройти любую медкомиссию. Но даже не это главное. Летал на дельтаплане, построил самолет я еще и для того, чтобы проверить, на что человек способен, если сильно чего-то захочет. Своим примером хотел бы привлечь к техническому творчеству и поиску нашу молодежь, которая нередко изнывает от безделья, травится всякой гадостью. Сказалось и желание поднять престиж родного Солигорска.

Не дело, когда другие населенные пункты имеют своих авиаторов, а шахтерский город — нет...

Думается, существенное значение имеет и еще одна деталь. В процессе изготовления самолета обязанности подручного часто выполнял 11-летний внук Владимира Ивановича Славик. Кто знает, может, повзрослев, он сядет в кресло дедушкиного самолета и взлетит выше птиц — к самым облакам. Или сохранит необычный летательный аппарат. Как доказательство того, что если человек рвется в небо, то никакой возраст ему не помеха.

И все же, влияет ли фамилия на увлечение человека?

— В нашем семействе не было авиаторов, но все мужчины увлекались техникой, были водителями, механизаторами, слесарями, — отвечает Владимир Лебедь. — А постройка самолета — высший пилотаж технической мысли.

Кстати, ирландские кардиологи из трех медицинских учреждений Дублина провели исследование и доказали, что фамилия человека оказывает влияние на его здоровье. Они установили: люди, носящие фамилию Брэйди, что означает “медленный”, чаще страдают от замедленного сердцебиения. Человек  с фамилией Фэт (“жирный”) больше других склонен к ожирению, а Лов (“любовь”) — к депрессии. Стоит ли удивляться, что Лебедя и Голуба тянет в небо? Особенно если учесть, что увлечение полетами — тоже болезнь, причем чаще всего неизлечимая...

Олимпийская чемпионка Юлия Нестеренко, футболист Александр Глеб, биатлонистка Дарья Домрачева и многие другие известные спортсмены, полетав с Василием Владимировичем, непременно выказывали желание подняться в небо еще раз
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter