В небе для фермера Никитика отражается земля

–БУДЬ, дружище! — Валерий Никитик, без преувеличения — ас сельскохозяйственной авиации, похлопал по обшивке трудягу-вертолет К-26 и, чтобы не дать разыграться нахлынувшим чувствам, решительно направился к автомобилю. Из окна машины все же бросил прощальный взгляд на сиротливо застывший, с понуро опущенными лопастями небесный тихоход. Резко надавил на газ, будто ставил точку авиационному уже прошлому, и покатил по ухабистой полевой дороге навстречу незавидному будущему. Он смутно представлял, как в свои тридцать пять будет заниматься ставшим вдруг модным фермерством.

Как сверхлегкий самолет «Бекас» обставил на обработке 1000-гектарного поля «Джон Дир» и кому сегодня может быть выгодна малая авиация...

–БУДЬ, дружище! — Валерий Никитик, без преувеличения — ас сельскохозяйственной авиации, похлопал по обшивке трудягу-вертолет К-26 и, чтобы не дать разыграться нахлынувшим чувствам, решительно направился к автомобилю. Из окна машины все же бросил прощальный взгляд на сиротливо застывший, с понуро опущенными лопастями небесный тихоход. Резко надавил на газ, будто ставил точку авиационному уже прошлому, и покатил по ухабистой полевой дороге навстречу незавидному будущему. Он смутно представлял, как в свои тридцать пять будет заниматься ставшим вдруг модным фермерством.

«Приземлился» бывший летчик в чистом поле возле деревни Войровка Пуховичского района. Там и палатку поставил. Посчитал, что резкому виражу в его жизни, да и всей семьи, будет соответствовать и название хозяйства — «Судьба».

Как пахал-сеял, строил-обустраивался — история долгая и, по словам Валерия Сергеевича, неинтересная. Можно сказать, типичная. Тогда, в начале 90-х, немало набралось желающих обзавестись земельной собственностью.

Никитик, сын потомственных крестьян с Гроденщины, иллюзий на барскую жизнь не питал, прекрасно знал, на что шел. Как говорится, трудности его не пугали. Только он и не предполагал, что они могут быть похлеще петли Нестерова.

Тем не менее он упорно «ставил на крыло» свое хозяйство. Все трое сыновей, еще пацанята, спешили из Минска на помощь отцу-энтузиасту. Взваливали на свои хрупкие плечи земледельческие заботы, крепко держали в мальчишечьих руках руль трактора и автомобиля. Теперь они самостоятельные люди, дипломированные специалисты, со своими наделами рядом с отцовским.

Сам же Валерий Сергеевич, хотя и прочно «врос» в землю, но даже при всей занятости новым делом с небом не расставался. Да и невозможно летчику просто так с ним распрощаться. Время от времени поднимался в воздух на своем крошечном, похожем на птицу, «Бекасе». Цеплял к нему емкость и снова буквально скользил над посевами. Благо аэродром, если можно так назвать узкую полоску выровненной земли, совсем недалеко от усадьбы-промзоны. Да и коллеги-пилоты, кто гражданской, кто военной авиации, которые совершили вынужденную «посадку» после развала Союза, не давали заглохнуть профессионализму Никитика. Не без их участия пилот-аграрий делился своим богатым опытом и знаниями применения малой авиации со студентами сельскохозяйственных учебных заведений. Мировая практика свидетельствует об эффективности и перспективности применения на авиахимработах сверхлегких летательных аппаратов. К примеру, во Франции при помощи их обрабатывают свыше 500 тысяч гектаров сельхозугодий.

Масштабы Соединенных Штатов Америки несравнимо больше — 76 миллионов гектаров. Парк сверхлегкой аграрной авиации насчитывает 10 тысяч воздушных судов. Страна ежегодно производит 5 тысяч машин такого класса.

Что-то подобное пытались делать и у нас, но безуспешно. Может, «воздушные автомобили» и не нужны нам? С этим категорически не согласен пилот, инструктор-экзаменатор Сергей Исаченко, один из соратников и единомышленников Никитика:

— Да, знаменитый «кукурузник» АН-2 и вертолеты МИ-2, К-26 свое отслужили. На смену им как раз и подоспела сверхлегкая авиация. Она недорогая, экономичная, маневренная, неприхотливая во всех отношениях. Пилота можно подготовить на спецкурсах в Минском высшем авиационно-техническим колледже.

Кстати, Сергей Григорьевич в начале века был инициатором создания этой первой в стране летной школы, где готовят пилотов. И по праву является обладателем свидетельства за номером 000 0001. Сейчас в Беларуси более ста человек получили право поднимать в воздух свои крылатые машины. Зарегистрировано около сотни частных самолетов. Конечно, это только начало. Легкие летательные аппараты различного типа и назначения будут парить и в нашем небе.

Да, можно получать не только удовольствие от управления самолетом, просто «прокатиться», обозреть родные ландшафты с высоты птичьего полета, но и выполнять полезную работу, скажем, наблюдать за пожароопасной обстановкой. Директор Узденского лесхоза Владимир Цвирко не раз обращался к фермеру с просьбой присмотреть за его лесным хозяйством с воздуха. Ведь пилот видит небольшое задымление в радиусе 60 км. Важно ведь предупредить возгорание.

Председатель Новопольского сельского Совета Наталья Селивончик также признательна летчику-фермеру. Периодические облеты территории позволяют ей выявлять несанкционированные мусорные свалки, пастьбу скота там, где не положено…

Но, видимо, приоритет все же остается за «воздушными хлеборобами».

Валерий Никитик в этом уверен. Нынче молодое поколение фермеров амбициозное. Они хотят использовать не только современные компьютеризированные технологии, но и управлять авиационной сельскохозяйственной техникой. Сыновья Никитика из таких. Владимир уже полностью освоил своего воздушного помощника — сверхлегкий «Бекас» — и имеет удостоверение пилота. Сергей и Михаил, как говорится, в процессе освоения. На «Бекасе» за час-два они обрабатывают свои сельхозугодья, не помяв ни единого колоска.

Год назад РУП «Институт защиты растений» Национальной академии наук Беларуси совместно с авиапредприятием «ПружаныАвиахимСервис» провели эксперимент. Обработали тысячу гектаров рапсового поля сверхлегким самолетом и аналогичную площадь «Джон Диром». Маленькая «птичка» обставила конкурента по всем параметрам — времени, качеству, эффективности — более чем в полтора раза.

Валерий Никитик, человек упорный и настойчивый в достижении цели, бесконечно преданный своей профессии, не теряет оптимизма. У нас есть главное — квалифицированные летчики, инженеры, техники. С ноября небо станет для них доступнее: вместо громоздкого разрешительного будет введен уведомительный характер вылета частных самолетов, потолок которых не превышает трехсот метров. Есть надежда, что эта мера послужит стимулом развития сверхмалой авиации, создания школы первоначальной легкой подготовки пилотов, которые постепенно с повышением уровня квалификации будут садиться за штурвал более тяжелых машин. Благо не перевелись у нас редкие профессионалы и энтузиасты, способные передать свой богатый опыт и знания молодежи.

Развитие сверхмалой авиации, утверждают приверженцы ее вроде Валерия Никитика и Сергея Исаченко, открывает перед предпринимателями и властями регионов бескрайние просторы возможностей. Нужно только сделать шаг навстречу небу и тем людям, которые могут стать проводниками к заветным высотам.

Николай ШЛОМА

НА СНИМКЕ: Валерий НИКИТИК с сыном Владимиром.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter