В науке провинции нет

Путь развития Беларуси на государственном уровне обозначен как инновационный. Понимание жизненной необходимости такого выбора очевидно в принятых в последние годы решениях и шагах по их воплощению в жизнь

Василий  Бурдь,  доктор  химических  наук,  декан  факультета  биологии  и  экологии  ГрГУ  имени  Янки  Купалы: 

— Путь развития Беларуси на государственном уровне обозначен как инновационный. Понимание жизненной необходимости такого выбора очевидно в принятых в последние годы решениях и шагах по их воплощению в жизнь. 

Неотъемлемыми составляющими этого пути являются инновационное образование (то есть образование, дающее студентам не просто определенный набор современных знаний, но и умение эти знания самостоятельно добывать), подготовка специалистов, способных идти в ногу со временем, перманентно повышая собственный профессиональный уровень. 

Именно поэтому я убежден: преподаватель вуза должен сам активно заниматься наукой и для этого должны существовать необходимые условия. Таких примеров в ГрГУ, в том числе и на факультете биологии и экологии немало. Так, группа наших ученых в содружестве с немецкими коллегами из института биохимии в Дрездене уже несколько лет занимается изучением биосинтеза антибиотиков в живой клетке организма. 

Немалую часть необходимых исследований мы проводили в Гродно на базе наших учебных и научных учреждений – сегодня ее уровень позволяет это делать. Однако материальная база научных исследований все-таки требует дальнейшего развития: от степени оснащенности зависит скорость разработок. Пока же для того, чтобы выполнить их комплекс, необходимо задействовать возможности целого ряда учреждений, а это связано с дополнительной оргработой и временными затратами. В этом материальная база региональных научных учреждений еще существенно отличается от столичной. 

Хотелось бы, чтобы этот вопрос был обсужден на форуме ученых. Принципиально я бы сформулировал его так: наука не должна делиться на региональную и центральную, только в этом случае от нее можно ожидать быстрого развития и серьезных результатов. В Европе есть множество примеров, когда важнейшие научные институты размещаются в небольших городках, и термин «региональная наука» в понимании его как «наука провинциальная» относится к понятиям исчезающим. Можно провести уместную аналогию в Беларуси. Строительство агрогородков ведется во многом потому, что власти понимают: провинция не должна отставать в развитии. Применение этого же принципа результативно и в развитии науки. 

С другой стороны, создание современных условий для занятий научной деятельностью позволит привлечь в эту сферу талантливую молодежь. Убежден, что именно этот фактор – возможность заниматься научным творчеством на современном уровне — является для многих одаренных молодых людей главным при выборе жизненного пути. В основе его лежит возможность творить, а не погоня за большими деньгами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter