В науке нет широкой столбовой дороги

Вопросов на совещании в резиденции на Карла Маркса, 38 поднималось множество...

Вопросов на совещании в резиденции на Карла Маркса, 38 поднималось множество. Чем занимается армия кандидатов и докторов наук? Где наш хайтек? Нужна ли Академия наук в том организационном виде, в котором существует сейчас? Как эффективнее распорядиться бюджетными ассигнованиями? И прочее. Однако в конечном итоге все сводилось к тому, что у государства больше нет возможности спонсировать бесплодные изыскания. И фундаментальная, и все другие науки должны давать полезную отдачу обществу. А как иначе?


Разговор этот, если говорить откровенно, ведется уже не первый год. Проведена масштабная работа, белорусская наука с большего переориентирована на производство. Это можно легко доказать на цифрах: почти 90 процентов всех средств, выделяемых на исследования, направляется на прикладные разработки. Однако кпд этой деятельности по–прежнему оставляет желать лучшего.


Когда в Минске проходят какие–нибудь научные форумы под эгидой СНГ — на них любо–дорого присутствовать, особенно если ты функционер от белорусской науки. Столько превосходных эпитетов раздается в адрес Беларуси — и от нобелевского лауреата Алферова и других светил. На фоне других стран Содружества мы действительно смотримся неплохо, но в мировом масштабе Беларусь не может вырваться в лидеры по производству высокотехнологичной продукции. А без этого невозможна процветающая экономика. Только продукция с высокой добавленной стоимостью, т.е. с большой интеллектуальной составляющей, позволит уйти от отрицательного сальдо в торговле и связанного с этим целого вороха финансовых проблем. Увы, пока, как было озвучено на вчерашнем совещании, сырья за границей закупаем на большую сумму, чем продаем товаров, из него произведенных.


Разумеется, это в большей степени экономическая проблема, но и от ученых ждут серьезной подмоги. Проректор по научной работе Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук Елена Ванкевич попыталась доказать, что сами предприятия слабо привлекают выпускников аспирантуры. Только 8 процентов из них идут в производство. Министр образования Сергей Маскевич дополнил коллегу, сказав, что вузы ждут больше конкретных предложений от промышленности.


«Приходите, будем находить вам востребованные научные направления», — сказал на это первый вице–премьер Владимир Семашко. Кажется, он хотел еще добавить: «Если вы сами их не видите»... Он «навскидку» привел несколько примеров. Вот начинается строительство АЭС. Проект на 10 миллиардов долларов — непаханое поле, целый полигон для различных научных разработок. Но Правительство не ощущает должной поддержки со стороны НАН.


Или вот другой пример. Когда произошла авария на шахте в Солигорске, своими силами справиться не удалось, пришлось вызывать ученых из Соединенных Штатов, Германии, Чехии, Польши, и они смогли решить научную, в сущности, задачу. А где наши ученые?


Разумеется, не следует сводить весь огромный пласт науки к практическим изобретениям. Есть фундаментальная наука, исследования, которые, возможно, дадут результаты только через годы. Наконец, есть гуманитарии. Но и от них государство, по мнению Президента, не получает необходимого результата.


Президент не скрывал своего разочарования:


— У нас где–то паника создалась, денег не хватило, отрицательный торговый баланс. Но это мелочи, которые решаются и будут решены. Вопрос глубже — останемся ли мы государством на карте мира или нет... Вот Евразийский союз. Что будем делать, как делать, — я не услышал мнения ни одного ученого. Почему я должен сидеть, что–то выдумывать, просить у кого–то совета, как будем действовать и принимать решения? А если я ошибусь? Это же главные вопросы! А где ученые?.. Или сегодня идет спор, бои местного значения: как же будем в экономике жить дальше, полпроцента добавлять в ВВП или 5,5 процента, потому что нельзя же разогретую экономику остановить? Я не слышал ни одного голоса со стороны научного сообщества. А от этого решения будет зависеть завтра жизнь....


В целом Александр Лукашенко подтвердил, что государство будет поддерживать ученых. Но только настоящих ученых, производящих стоящий продукт в широком смысле этого слова. Он распорядился к Новому году подготовить пакет мер по реорганизации научной деятельности в стране и внедрению точечного финансирования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter