«В науке деньги длинные»

Инновационная  деятельность  даст  толчок  к  развитию  венчурной  индустрии  в  стране

Инновационная  деятельность  даст  толчок  к  развитию  венчурной  индустрии  в  стране

«Наука — двигатель прогресса». Штампованный лозунг-аксиома, который звучит настолько часто, что о его смысле многие и задумываться перестали. «Прогресс» — он и в Африке «прогресс». С «двигателем» и вовсе понятно. Но любой генерирующий источник требует топлива. Так и «научному двигателю» необходимо финансирование, иначе он не заведется. В отличие  от «прогресса» к вопросу финансирования науки отношение не однозначное. Реальный сектор экономики любит кивнуть на государство. Но бюджет не резиновый.  Конечно, можно из казны оплачивать все национально-общественные нужды, но как тогда налоговую нагрузку снижать?! К сожалению, белорусская наука получает в разы меньшие инвестиции, по сравнению с западными коллегами. Правда, наметилась некоторая тенденция выравнивания этих показателей. Тем не менее, согласно  Государственной программе инновационного развития, затраты на исследования и разработки к 2010 году должны увеличиться в 2—3 раза. А удельный вес промышленной продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами, должен вырасти до 70 % в общем объеме производства. Об особенностях инновационного развития в Беларуси «ЭС» рассказал начальник управления инновационной деятельности Государственного комитета по науке и технологиям Владимир АНИЩИК.

— Владимир Михайлович, давайте для начала определим само понятие «инновации» и «инновационный». Это справедливо в отношении технологии, которая является новой для мировой промышленности или внедряется впервые на белорусских предприятиях?

— У термина «инновации» есть четкое определение, закрепленное в Законе «Об основах Государственной научно-технической политики». Под инновациями понимаются создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие их собственному продвижению на рынок.

Что касается новизны, то инновации могут быть национального масштаба, регионального, мирового… К последним относят товары, технологии или услуги, для которых область применения, эксплуатационные характеристики, состав материалов и компонентов в значительной мере отличаются от ранее выпускавшихся. В мировой практике минимальный уровень инновационности товаров и технологий — «новое для организации». Кстати, в Беларуси, среди созданных в прошлом году 375 передовых производственных технологий в промышленности и науке, к новым было отнесено 293, к новым за рубежом — 76, к принципиально новым — 6.

— По какой схеме сегодня осуществляется финансирование инновационных проектов? Готовы ли банки выделять заемные средства на научные разработки?

— Сегодня основными источниками затрат на научные исследования и разработки являются бюджетное финансирование и собственные средства предприятий. Все зависит от сферы деятельности. Например, для Министерства образования, Министерства здравоохранения финансирование осуществляется за счет госбюджета, в Минэнерго, в Минпроме, концерне «Белнефтехим» основная доля приходится на собственные средства. Кстати, финансирование инновационных проектов  с использованием бюджетных денег осуществляется на безвозмездной и возвратной (через Белорусский инновационный фонд) основах.

Что касается банков, то они обычно ждут быстрых денег и пока еще не готовы вкладывать средства в научные проекты. Все-таки в науке деньги «длинные». Предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, могут брать кредиты и на общих условиях, но во многих коммерческих банковских структурах они довольно «суровые». Кстати, сейчас ГКНТ разрабатывает проекты указов о белорусской венчурной компании и о венчурной деятельности, которые, по сути, станут первыми шагами в развитии венчурной индустрии в стране. Кроме того, уже подготовлен проект Декрета «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности». Можно отметить, что документ предусматривает значительные преференции для стимулирования инновационной деятельности в Беларуси.

— Владимир Михайлович, существуют ли какие-либо льготы на государственном уровне для производителей и разработчиков инновационных продуктов?

— Прежде всего финансирование исследований и разработок за счет госбюджета проводится в безналоговом режиме. В данном случае организации производят только фискальные платежи, связанные с заработной платой разработчиков: подоходный налог и отчисления в Фонд социальной защиты. Юрлицам, осуществляющим инновационную деятельность, преференции предоставляются в рамках действующего законодательства в общем порядке.

— Какие проекты входят в Государственную программу инновационного развития на 2007—2010 годы и по каким критериям осуществляется их «отбор»?

— В формировании (равно как и в выполнении) программы участвуют практически все органы госуправления: министерства, государственные комитеты и концерны, местные органы власти. Основные требования к проектам — соответствие задачам импортозамещения, ресурсо- и энергосбережения, мировым стандартам в области использования передовых технологий, экологическая безопасность, инвестиционная привлекательность и экономическая эффективность, конкурентоспособность на мировом рынке, социальная значимость.

Проекты, включенные в Программу, можно разделить на три уровня: создание новых предприятий и важнейших производств; организация новых производств на действующих предприятиях; модернизация действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий. В нынешнем году вводится в эксплуатацию 52 объекта первого, 110 второго и 132 объекта третьего уровня. Кроме того, в программу входят мероприятия по созданию инновационного климата в стране, включающие развитие законодательной базы и инновационной инфраструктуры.

— Как сегодня развиваются международное сотрудничество и обмен инновационными технологиями?

— Сейчас заключено более 40 межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве. В этом году было подписано соглашение с Литвой, готовятся документы о взаимодействии с Аргентиной, Кубой, Словакией. При организации сотрудничества особое внимание уделяется вопросам охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Кстати, с целью оказания консалтинговых услуг белорусским и зарубежным партнерам создаются центры трансфера технологий, центры по сотрудничеству с отдельными странами.

— Если говорить об охране авторских прав в данной области, какова ситуация сегодня? Не происходит ли так, что иногда закупается дорогостоящее заграничное оборудование, вместо того, чтобы платить разработчикам 10 % от экономического эффекта?

— Сфера выплат вознаграждений отечественным разработчикам за внедренные интеллектуальные продукты в Беларуси наиболее слабо забюрократизирована. И в рамках договорного права существует возможность выплачивать не только 10 %, а существенно больше! И вопрос состоит не в том, готовы ли промышленные предприятия отдавать существенную часть своих доходов таким специалистам.  Решение о покупке проекта за рубежом решается самим предприятием, исходя исключительно из экономической целесообразности.

В целом же законодательством Беларуси в полной мере охраняются авторские права и право промышленной собственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter