В Национальном историческом музее Республики Беларусь проходит выставка «Полесский альбом»

Она представляет фотографическое наследие участника Первой мировой войны капитана лейб-гвардии Преображенского полка князя Бориса Федоровича Оболенского (1892-1948). Его семейный архив насчитывает более 500 фотоотпечатков с 1910-х по 1960-е годы и сейчас находится в частной коллекции пинского краеведа Александра Новорая.

На выставке. Справа Александр Новорай. Фото Юлия Андреева

У этих фотографий, как и у самого князя, удивительная судьба.

— Этот архив появился у меня пять лет назад чисто случайно, — рассказывает Александр Новорай. — Я шел по блошиному рынку и увидел на прилавке двойную фотографию капитана Преображенского полка.

Борис и Мария Оболенские, 1930-е годы. Фото из коллекции А. Новорая

Впоследствии оказалось, что этот бравый капитан — не кто иной, как русский князь Борис Федорович Оболенский, после Первой мировой войны поселившийся в Лопатине, в 45 километрах от Пинска, и управлявший имением Игната Подгорного, которое размещалось в урочище Христиново. Обнаружилась и могила Бориса Федоровича на Пинском кладбище, и могила его тещи Стефании Данилевской (в девичестве Борковской) на кладбище в Доброславке, где Борис Федорович с женой Марией и дочерью Таней частенько гостил.

Полешук. 1935 г. Фото Б.Ф. Оболенского из коллекции А. Новорая

— Пять лет я квалифицировал лица — кто есть кто, — и практически третью часть из тех, кто здесь изображен, я уже знаю, — продолжает свой рассказ Александр Новорай. — Потом я показал все это нашему известному краеведу и специалисту по Первой мировой войне Владимиру Анатольевичу Богданову, который в прямом смысле взял меня за руку и отвел к руководству Национального исторического музея. А там хватило трех профессиональных минут, чтобы прозвучало: «Выставке быть!»

Рассказывает куратор Надежда Савченко. Фото Юлия Андреева

Полесье 1920-1930-ых годов уже отчасти знакомо нам по фотографиям.

Пинская шляхта. 1930-е годы. В первом ряду в шарфике Таня Данилевская, за ней в белом Марыля. Фото Б. и М. Оболенских из коллекции А. Новорая

— Это трудное время в истории Полесья было временем взрыва интереса к фотографии, — говорит доктор искусствоведения Ольга Лобачевская, автор многочисленных книг, последняя из которых — «Вандроўкі па Палессю», где собраны снимки 1923-1939 годов. — Снимали любители, снимали профессионалы. Снимали с разными целями — показать архаичность, показать этнографическую самобытность, показать удивительные вещи, которые нигде в мире невозможно было увидеть, — такие, как рыбный торг, как ярмарка под стенами Иезуитского коллегиума.

Охота на уток. Река Стыр. 1935 г. Фото Б.Ф. Оболенского из коллекции А. Новорая

Фотоальбом, обнаруженный Новораем, в поле зрения белорусских ученых раньше не попадал. Исключительность его в том, что фотографии, отснятые князем Оболенским и его женой Марией, раскрывают изнутри мир полесских усадеб — не той «засцянковай шляхты», о которой писал Дунин-Марцинкевич, а мир землевладельцев, людей состоятельных и культурных. Здесь и София Хоментовская — известный фотограф-любитель, — и генерал царской армии Теодор Хоментовский.

На выставке. В центре краевед Андрей Оралин

Тяжелый труд и бедность крестьян на фотографиях предстает как будто уцелевший осколок покойной Российской империи, жизнь, замершая в ожидании больших перемен. 

Но смотреть на эту жизнь, на это ушедшее Полесье исключительно интересно.

Плотогоны на реке Стыр близ деревни Лопатино. 1930-е гг. Фото Б.Ф. Оболенского из коллекции А. Новорая

— Фотографии, конечно, берут за душу, — говорит директор Национального исторического музея Александр Хромы, и это действительно так. — Я сам далек по рождению от Пинщины, от Полесья. Но все, кто побывал в этих краях, никогда не останутся равнодушными.

Не останется равнодушным и зритель. Выставка будет работать до 24 марта.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter