В Национальном историческом музее представлено творческое наследие антрополога и этнолога Игоря Чаквина

Задумчиво, просветленно, вопрошающе смотрят на нас воскрешенные из небытия лица древних людей. Как будто удивляются, что мы так похожи на них, а они на нас нынешних, живущих на этой земле сотни лет спустя. Недаром выставка называется «Взгляд из глубины столетий».

Ювелирные украшения белорусов конца X —начала XI столетия

Для меня загадка, как ученые по костям черепа воссоздают целостный облик человека. Каким чудом знаменитый советский антрополог Михаил Герасимов открыл для потомков лица Тамерлана, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, адмирала Ушакова.

Полочанин XI–XII ст. Дроздово Толочинского р-на. Из собрания Толочинского историко-краеведческого музея.

Говорят, Игорь Чаквин учился у Герасимова. Не верю! Ведь Чаквину в момент смерти Герасимова не было еще и 16, и был он обычным учеником одной из минских школ.  Подозреваю, что теоретические основы он изучил по книжкам, а остальное самостоятельно додумал, да еще и лучше, хитрее, чем это было у учителя.

Воин из курганного могильника возле Заславля. Из собрания историко-культурного музея-заповедника "Заславль"

За тридцать лет совместной работы со скульптором Леонидом Яшенко они восстановили облик двадцати с лишним человек различного возраста и пола, живших в разные эпохи на территории современной Беларуси. После безвременной кончины Чаквина в 2012 году Яшенко продолжил работу в соответствии с его указаниями.

Кривичанка, XI—XII ст. Дроздово Толочинского р-на. Из собрания Толочинского историко-краеведческого музея

Нет, на пластическую реконструкцию облика великих князей и царственных особ они не замахивались хотя бы потому, что черепа плохо сохраняются в наших закисленных песчаных почвах, и нужна очень большая удача, чтобы откопать венценосный череп в целости и сохранности. К тому же, в языческие времена у нас практиковалось трупосожжение, так что большинство археологических находок относятся ко второму тысячелетию нашей эры, начиная со времен Всеслава Чародея.

Голова женщины. Из собрания отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси

Игорь Чаквин был разносторонним и ярким ученым, и его коллеги по-разному смотрят на то, что является главным в его обширном наследии.  

   — Мы знаем его как великого теоретика, — говорит заведующий отделом народоведения Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук Александра Гурко. — Такие теоретики, как Игорь Всеволодович Чаквин, рождаются раз в столетие. Его труды — это классика нашей науки.

Выступает доктор исторических наук Александра Гурко.
Фото: Екатерина Алексеева

— Игорь был человек страстный и художественно одаренный, и основной его могучий вклад в отечественную антропологию — это пластическая реконструкция лица по черепу, — убеждена антрополог, кандидат медицинских наук Наталья Полина, знавшая Чаквина со студенческой скамьи. — Он увлекся этим делом еще в университете. Реконструкцией нельзя заниматься без души. Вспомните фильмы, где судебно-медицинские эксперты восстанавливают облик преступника. Получается анемичное лицо — по сути, схема. А у Чаквина люди живые и настоящие.

Куратор выставки Данута Гринь (слева) и кандидат медицинских наук Наталья Полина.
Фото: Екатерина Алексеева

Обе стороны его дарования представлены в экспозиции одинаково полно. Книги, давно уже ставшие библиографической редкостью, и скульптурные реконструкции из музеев Толочина и Заславля, а также из собрания отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси. Большинство из них не раз демонстрировались на различных выставках и хорошо известны общественности. Имя Чаквина при этом оставалось в тени. Весь интерес был сосредоточен на том, как выглядели стародавние кривичи, туровцы и полочане.

Монах из Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря.

Теперь же наоборот. Публика любуется одухотворенными творениями Чаквина и Яшенко, разглядывает книги и украшения из металла, стекла и янтаря, найденные в древних могильниках. Но при этом ни на секунду не упускает из виду, кто же подарил нам эту сказочную возможность взглянуть в лицо нашим предкам и увидеть себя их глазами.

Мужчина из Новогрудка, XII ст. Из собрания историко-культурного музея-заповедника "Заславль".

— Нам в музее всегда приятно проводить выставки, которые отражают роль личности в истории нашей страны. В данном случае, в истории науки, — говорит директор Национального исторического музея Павел Сапотько. —  Не так уж часто нам предоставляется возможность назвать кого-то великим человеком Беларуси. Все больше попадаются «видные», «известные» и «заслуженные». А хотелось бы, чтобы наш пантеон пополнялся великими людьми и чтобы наша белорусская общественность как можно больше узнавала о достижениях конкретных лиц. О том колоссальном наследии, которое нам досталось в контексте нашей науки, культуры и искусства.

Выступает директор Национального исторического музея РБ Павел Сапотько.
Фото: Екатерина Алексеева

Как оказалось, свой научный гений Игорь Чаквин применял не только для решения научных проблем.

Чаквин Игорь Всеволодович.
Фото из Wikipedia


 — Однажды мы с ним стояли на остановке, и он мне рассказал, что разработал специальную методику, как «гнуть камень», — рассказывает Наталья Полина. — По этой методике он изготавливал для епархии пасхальные яйца из натурального камня, а также мозаики и иконы. За что бы он ни брался, он достигал поразительных результатов. Вы видите это своими глазами.

Не случайно в 2009 году Игорь Чаквин был удостоен премии Президента «За духовное возрождение».

А вот его соратнику Леониду Яшенко насчет славы повезло меньше, хотя абсолютно все минчане знают его «Купидонов», реющих на белых столбах над Пушкинским сквером. Его «Мольбу ребенка о помощи» обещали установить в память об операции по освобождению 274 питомцев школы-интерната деревни Сёмково, пострадавших в годы немецко-фашистской оккупации от бесчеловечных медицинских экспериментов.

Шляхтич из Несвижа XVII-XVIII ст.

Как утверждает куратор выставки Данута Гринь, Леонид Яшенко скончался, немного не дожив до своего 60-летия. Не сомневаюсь, что после него осталось множество произведений искусства. Наша земля исключительно богата талантами. Нужно только это увидеть и оценить.

juliaandr@gmail.com           
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter