В Национальном историческом музее показали Минск в трех пластах времени

Выставка называется «Рухнувшие надежды», а хочется сказать: «Надежды сбывшиеся», – потому что мы воочию видим три пласта реальности. В фотоколлажах Владимира Лиходедова (с использованием фотоматериалов из частной коллекции Павла Ростовцева) перед нами предстает Минск довоенный – Минск под оккупацией – Минск современный, восставший из руин.


– Вы можете в хронологическом порядке пройтись по историческому центру Минска от Привокзальной площади по современному проспекту Независимости, по улице Ленина, фактически, до сегодняшнего парка Горького, до Купаловского сквера, – говорит директор Национального исторического музея Александр Храмой.

Он автор идеи этой замечательной выставки.

Собственно, мы уже видели это в интернете, когда старая фотография города в одном кадре сопоставляется с современной, искусно снятой с того же ракурса. Мы вдруг обретаем четвертое измерение – измерение времени. Меняется оптика, пространство обретает глубину…

А вы представьте, что фотографий не две, а три.

– Как выглядел Минск до войны – где-то есть фотографии времен Российской империи, где-то уже советские, – говорит Александр Храмой.


Затем война, Минск в руинах. И затем цветные фотографии начала XXI века. Та реальность, которую мы знаем. Мы, минчане, для которых облик нашей столицы – как лицо матери, знакомое до каждой морщинки и любимое до дрожи.

– Некоторые моменты просто неузнаваемы, – продолжает свой рассказ Александр Васильевич. – Например, улица Ленина, которую очень сильно перестроили из-за появления бульвара. Или улица Захарьевская  – нынешний проспект Независимости – изначально была довольно узкой, а после войны ее расширили. При восстановлении города никто не ставил перед собой задачу сохранить довоенную планировку города. Его фактически переделали по-новому.

Сейчас можно сколько угодно спорить о том, правильно ли поступили послевоенные строители города, перестроившие его по собственному разумению. Мы получили этот город как данность из рук отцов и дедов, и эту данность нам суждено любить и гордиться ею, как мы гордимся нашей страной, нашей историей, нашей независимостью. Это такая же данность, как великая война, в которой мы ценой страшных потерь победили и восстали из пепла.

И нет, Минск не стал белорусскими Помпеями, хотя этот образ промелькнул в разговорах. Помпеи погибли и были заброшены, и ныне существуют только как музей. А Минск расцвел и почти десятикратно вырос. Если в 1939 году в нем проживало 238 948 человек, то в 2021-м – 2 009 786. Да-да, к 1 января 2020 года Минск стал двухмиллионником, а большинство из нас даже не заметили этого события!

И это воскрешение города из мертвых – величайший урок, который каждому из нас надлежит усвоить. Принять как данность, не жалеть, не плакать над руинами, а построить жизнь заново стократ краше. Как Алексей Талай.


Но не плакать – не значит забыть. И какое счастье, что замечательные люди, энтузиасты, воссоздают для нас Минск 1930-х годов! А ведь это непростая задача.

– Дело в том, что Минск в 1920–1930-е годы был приграничным городом, так как неподалеку проходила граница с Польшей, – поясняет Александр Храмой. – Многое попросту было запрещено. Таким образом, у нас осталось очень мало материала от советского межвоенного периода.

Тем драгоценнее каждая находка, тем ярче полученный результат.

– Эта выставка трогает мою душу, потому что для меня возвращается Минск, которого я никогда не знал, – признается Александр Васильевич. – Благодаря визуализации я могу его почувствовать. Для меня фотографии начинают оживать, потому что я уже побродил по парку и хочу прогуляться по городу.

Визуализация, о которой говорит директор, – это замечательный 3D-фильм, в котором воссоздан фрагмент предвоенной городской среды в районе парка Горького. Впрочем, эта реконструкция заслуживает отдельного рассказа.

– Еще хотел сказать, что у нас на первом этаже выставка Мая Данцига, где можно увидеть фотографии того, как восстанавливали Минск в 1950-е годы, и как он стал похож на город, который мы видим сегодня, – говорит напоследок Александр Храмой.

Это добавляет к четвертому измерению города еще и пятое.

А город между тем продолжает изменяться и строиться. Его история создается на наших глазах, и хочется верить, что это будет история без войн, без потрясений, которые переживал город в предыдущие века. Минчане отстояли свое право на свой город, и ныне это город надежд.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter