Это первый творческий проект фестиваля монументально-декоративного искусства «Монумент», организованного Белорусским союзом художников.
Стараниями группы художников из творческого объединения Bastalija большой выставочный зал Национального исторического музея как будто вырос в объемах и превратился в церковь, в синагогу, в костел и княжеский дворец одновременно. При этом он еще и мастерская, где на простых бельевых прищепках в изящном и продуманном беспорядке висят карандашные эскизы, чертежи, фотографии, афиши.
– Зондаж – это научное исследование. Мираж – это миф, который идет с ним рука об руку, – говорит художник-реставратор, руководитель творческого объединения Bastalija Федор Сорока. – Чтобы сделать зондаж, нам нужно создать для себя мираж, дабы знать, что искать. А сочетание зондажа и миража – это и есть наша история. Она создается в пропорциях и со временем кристаллизуется. Отсюда и девиз, и название нашей выставки.
Для специалиста это кладезь бесценных знаний, которыми реставраторы чаще делятся в своем почти интимном кругу. Для обычного посетителя – пир для глаз, вроде того пира, о котором поется в знаменитой еврейской песне о пришествии мессии. Эту песню в честь Большой синагоги в Слониме пели на открытии выставки сами художники.
Другие объекты реставрации, представленные на выставке, – это усадьба в Лошице, Минский Свято-Петро-Павловский собор и часовня Успения Пресвятой Богородицы Дворцово-замкового комплекса в Несвиже. В их честь тоже были песни – Va, pensiero… из оперы Верди «Набукко» и белорусская народная «Не шумі, дуброва…».
Но есть и другое любопытное. Известно ли вам, к примеру, что на плафонах знаменитой Минской фабрики-кухни сохранились многослойные росписи? Вы можете увидеть графическую фиксацию этих слоев и разглядеть в них историю отечественной культуры.
– На протяжении всего монтажа этой выставки я ходил по залу и удивлялся, – говорит директор Национального исторического музея Александр Храмой. –Когда я работал в Несвижском музее-заповеднике, на моих глазах реставрировалась та самая часовня и парадная лестница во дворец. И представьте, лишь сейчас я понял, среди какой красоты я тогда находился. Нужно было начать работать в Минске в Национальном историческом музее, чтобы все это увидеть!
И действительно, красота волшебная и вдохновляющая. Но еще и заставляющая задуматься о нас, о нашей истории, о том, кто мы такие. И конечно же, об искусстве реставрации, которое хранит и воскрешает нашу историческую и художественную память.
– Французский историк Марк Блох однажды сказал, что история – это встреча людей в вечности, – говорит депутат Палаты представителей Игорь Марзалюк. – Это диалог между теми, кого нет, и теми, кто на данный момент свидетельствует о продолжении той или иной традиции. Реставрация и реставраторы – это особый сорт людей, это особый удивительный сплав знаний, и это ощущение той самой вечности и желание вернуть эту вечность тем и для тех, для кого она была создана.
– Реставраторы – как врачи-реаниматологи, – говорит председатель секции монументально-декоративного искусства Белорусского союза художников Василий Зенько. – Они дают нашим работам вторую жизнь. Реанимируют, оберегают, хранят.
Этим же занят и Национальный исторический музей, только круг его внимания гораздо шире – наша история, наша жизнь во всех ее проявлениях.
– Мы давно уже сотрудничаем и делаем очень и очень интересные проекты, – говорит председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик.
Этот проект – один из самых интересных за последние годы.
Выставка продлится по 4 июля, и ее обязательно нужно посетить.