Это далеко не первый совместный проект белорусских музейщиков с Государственным историческим музеем Москвы. И это одна из тех выставок, которые обязательно нужно посетить.
– Уверен, что через несколько лет мы будем вспоминать сегодняшний день как историческое событие, – сказал в своей приветственной речи директор Национального исторического музея Республики Беларусь Павел Сапотько. – Потому что познакомить белорусскую публику с замечательными произведениями ювелирного искусства из фондов Государственного исторического музея Москвы для нас большая честь, радость и гордость.
Павел Сапотько
– Несколько лет назад мы принимали выставку «Драгоценные узоры книгопечатания». Она вызвало огромный интерес, – вспоминает куратор экспозиции, заместитель директора Национального исторического музея Нина Колымаго. – В прошлом году наши московские коллеги предоставили нашим посетителям возможность увидеть Библию Франциска Скорины, пражское издание 1517 года. Такой книги у нас в Беларуси нет. И вот теперь эта выставка, повествующая о самом интересном эпизоде тысячелетней ювелирной истории России.
Это конец XIX-начало XX столетия, золотой и серебряный век русского искусства, в том числе и ювелирного.
– Наша коллекция одна из самых больших в мире, – говорит заместитель директора по фондовой работе, главный хранитель Государственного исторического музея города Москвы Марина Чистякова. – Мы храним 5 миллионов экспонатов, у нас множество отделов. Один из них называется Особая кладовая. Он был создан в 1905 году. И именно из этой кладовой мы тщательно отбирали вещи, думали, как нам лучше их показать, и привезли их в Минск к вам в музей.
Марина Чистякова
Есть тут вещи разных ювелирных школ: московской, петербургской, киевской. Есть вещи, принадлежащие к так называемому «русскому стилю», а есть «национальная романтика», отмеченная веянием модернизма. Есть армейское, или полковое серебро.
Прогуливаясь по залу, я обратила внимание на огромную чашу для пунша с надписью «Дорогим несвижцам на добрую память от их командира». И дата – 1911 год.
Расспросила Марину Викторовну, и она разъяснила, что никакого отношения к Несвижу эта чаша не имеет. Полк воевал в 1812 году под командованием Барклая-де-Толли и отличился в битве при Несвиже, за что и получил свое имя. Вероятно, в память о тех событиях чаша сделана в форме старинного пушечного ядра, а на ее верхушке полыхает стилизованное пламя.
– Абсолютное большинство людей не знает, что творчество Фаберже не ограничивается изготовлением одних лишь пасхальных яиц, – замечает Марина Викторовна. – У него есть и другие замечательные работы.
– А покажите мне, пожалуйста, свою любимую вещь!
– Пойдемте. Очень трудно выбирать, но я очень люблю вот эту птицу Сирин. Смотрите, какая она необыкновенная! Небольшая, но очень емкая. Это Фаберже, кстати сказать. Линии крыльев, которые обнимают, обхватывают вазу. Сама чаша – это медь с патиной, и на этой патине совершенно замечательно смотрится серебро.
Птица Сирин
Я долго гляжу на птицу, затем взгляд переходит на другие, не менее прекрасные предметы.
– Выставка была подобрана тщательно, с любовью, – говорит на прощание Марина Чистякова. – И, надеюсь, она вам будет интересна. У нашего музея большие возможности с точки зрения размеров коллекции и ее разнообразия. Я думаю, это не последний наш проект с Национальным историческим музеем Республики Беларусь.
juliaandr@gmail.com