В Национальном историческом музее открылась фотовыставка «100 домов в Пярну»

Когда я туда шла, мне представлялись гламурные виллы на морском берегу, ультрасовременная архитектура, неяркий, но эффектный пейзаж…

Каково же было мое удивление, когда перед моими глазами предстали "внутренности" человеческих жилищ вместе с их обитателями. Как будто в комнате или в кухне исчезла одна стена, и мы видим жизнь как она есть — в ее естественном цвете и запахе.

Таким же естественным человеком показался мне и сам фотограф Андрес Адамсон — дизайнер, книжный иллюстратор, лауреат многочисленных премий. Он как будто один из героев его фотографий. И действительно, в разговоре выяснилось, что его собственный дом тоже есть в виде старинного фото, помещенного в один из интерьеров… Будете на выставке — попытайтесь его найти!

— По-эстонски слово “дом” имеет только одно значение – место, где человек спит. А по-русски это еще и архитектурное сооружение, — поясняет фотограф.

К моему изумлению, он говорит по-русски хоть и с акцентом, но гораздо грамотнее и лексически богаче многих россиян.

Но есть еще одно значение слова "дом", общее для всех народов. Это семья, даже когда ее нет, когда человек один как перст, но живет в своем доме, окутанный, как облаком, воспоминаниями о близких.

Были среди героев Адамсона и такие одинокие люди. Но в основном на фотографиях семьи — дедушки, бабушки, родители, дети, кошки и собаки… Кошек огромное количество, мы даже сбились со счету. Но есть и кролик, и петух — знаю об этом со слов фотографа и обязательно вернусь на выставку, чтобы их найти.

Фото: Олег РАДКЕВИЧ

— Примерно 30 из этих домов — дома моих знакомых. Тут есть пастор, есть мой первый учитель и даже мэр! — признается фотограф.

Откуда взялись остальные 70 домов, Адамсон не сказал — профессиональная тайна! Невероятно, каким образом 70 незнакомых людей открыли ему свои двери и сердца.

Но как же интересны, как богаты деталями эти фотографии, сколько всего они рассказывают о людях — через самих людей, через их занятия и взаимоотношения, а также через принадлежащие им вещи. Под каждой фотографией есть описание одной вещи, принадлежащей этой семье. Эта реликвия может быть, а может и не быть в кадре, но она символизирует дух и связь времен.

— Когда я видел фотографии домов прошлого, мне было любопытно, какая у них там была мебель, как эти люди выглядели, что они носили, и что стояло у них на камине, — говорит Адамсон. — Каждая такая фотография — это история, память, средство, чтобы не впасть в забвение.

Можно лишь представить, какой драгоценностью она станет через 100 лет. Да, сейчас у каждого в руках фотоаппарат, и мы фотографируем-фотографируем-фотографируем — беззаботно скользим по поверхности жизни. 

— Легкость, с которой сегодня фотографии может делать каждый, оборачивается порой небольшой вероятностью сохранения их на десятилетия и даже на века. Только бумаге можно доверять, — подчеркивает Адамсон.

Осталось лишь сказать, что «100 домов» первоначально были сфотографированы для книги, которая вышла относительно небольшим тиражом. Но благодаря настойчивости эстонских кураторов она превратилась в выставку, которая открылась 4 декабря 2017 года в Пярну. За нее Адамсон был удостоен звания «Человек года». А теперь, при поддержке Пярнуского музея и посольства Эстонской Республики в Республике Беларусь, ее показали минчанам, и мы своими глазами увидели, насколько мы похожи и близки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter