Первая официальная споттинг-сессия в Национальном аэропорту прошла 7 мая 2013 года: тогда, пять лет назад, в ней приняли участие 100 фотографов из Беларуси, России и Украины. Так, по сути, администрация решила отпраздновать грядущее 30-летие аэропорта. Как и на любом дне рождения, были и гости, и тысячи фотографий с «торжества», которые разлетелись по интернету, как разлетаются самолеты в разные концы земли. Потом любители поснимать «Боинги» и аэробусы в воздухе и на земле, во время взлета и посадки собирались на фотосессию еще разок, в 2017 году: тогда в аэропорт приехали 30 человек, а споттинг посвятили празднованию в столице Дня города. Нынешнее мероприятие приурочили к 35-му дню рождения Национального аэропорта Минск, а также к 5-летию со дня проведения здесь первого официального споттинга.
Вечер пятницы для споттинга самое подходящее время: трафик становится более интенсивным, и у фотографов появляется возможность снять больше интересных самолетов. Что считается по-настоящему хорошим «уловом»? Например, если в объектив камеры попадет здоровый широкофюзеляжный двухпалубник или фотогеничный самолет с необычной раскраской. Правительственный борт — тоже неплохая добыча. Но, пожалуй, споттеров больше интересует даже не сам результат, а процесс, ведь именно во время сессии у них есть возможность спокойно поснимать, например, с возвышенности возле взлетно-посадочной полосы легально.
Большой командой грузимся в автобус, который должен отвезти нас на первую точку. Споттеры потихоньку расчехляют технику, и в салоне раздаются щелчки затворов камер. Александру Соцу и его жене, а по совместительству ассистенту Ольге, к слову, начать снимать удалось еще раньше. В объектив камеры попал Ил-96 авиакомпании «Россия»:
— Это редкий самолет, и вот он у нас теперь есть. Вообще споттеры любят советские самолеты, повезет, если такой окажется на полосе. Конечно, очень важна погода. Сегодня, увы, хорошие снимки сделать будет довольно трудно. Но мы рассчитываем пополнить архивы хорошими фото: например, около семи вечера будет лететь самолет китайской авиакомпании, — сверяет Александр время по табло в интернете. — Еще надеюсь поймать L-410, это маленький почтовый турбовинтовой самолет. И еще Ан-26, обычно он летает в Варшаву. Небольшой, но достаточно старый и редкий.
В Беларуси, по словам Александра, споттеров не так много: локальное сообщество насчитывает около 40 человек.
— А есть люди, которые снимают тихонько за оградой? — интересуюсь у Александра.
— Это мы, — присоединяется к разговору еще один споттер Владислав Воронецкий. Сегодня он впервые участвует в масштабной споттинг-сессии и ради такого случая специально приехал из Витебска.
— Раньше был «подзаборинг», снимал, спрятавшись в кустах, а сегодня появилась возможность нормально поснимать с разных точек.
К слову, техника у Владислава что надо: не так давно кадр транзита МКС по диску луны, сделанный фотографом на мощный объектив, был признан одним из лучших в номинации «Выбор редакции National Geographic Russia». Поймать момент фотограф пытался три года, но подходящего случая не было. Владислав уже 14 лет увлекается астрофотографией. В его коллекции несколько сотен снимков, и каждый из них по-своему уникален: кажется, сегодня он смог удачно пополнить свой архив.
Кстати
Проведение споттинг-сессий — мировая практика. Многие аэропорты устраивают такие мероприятия по несколько раз в год.