«В наш технологичный век не нужен вал любой ценой»

С ЗАВЕРШЕНИЕМ посевной аграрии Витебщины плавно переключились на заготовку кормов, а на очереди — не успеешь оглянуться — уборочная. В чем видится руководству области основной принцип этих сельскохозяйственных кампаний? Как и по каким причинам меняется концепция земледельцев? На что направлены их усилия в целом? Об этом наш разговор с заместителем председателя Витебского облисполкома Эдуардом ДЕМЬЯНОВЫМ.

Эдуард ДЕМЬЯНОВ, заместитель председателя Витебского облисполкома, – о том, как обеспечить продовольственную безопасность с минимальными затратами и максимальным эффектом.

С ЗАВЕРШЕНИЕМ посевной аграрии Витебщины плавно переключились на заготовку кормов, а на очереди — не успеешь оглянуться — уборочная. В чем видится руководству области основной принцип этих сельскохозяйственных кампаний? Как и по каким причинам меняется концепция земледельцев? На что направлены их усилия в целом? Об этом наш разговор с заместителем председателя Витебского облисполкома Эдуардом ДЕМЬЯНОВЫМ.

— Эдуард Михайлович, говоря о делах крестьянских, сегодня нельзя не быть стратегом, который предвидит принципиально новые пути развития той или иной отрасли и строит в зависимости от этого тактику действий. В чем сейчас, на ваш взгляд, главная сельскохозяйственная задача северного региона страны?

— Обеспечивая продовольственную безопасность государства, мы должны делать это с минимальными затратами и максимальным эффектом. Продукция растениеводства — промежуточный продукт для получения животноводческой и занимает в структуре ее себестоимости 50—70 процентов. В этом году животноводы должны надоить 4,5 тысячи килограммов молока от коровы, получить 550 граммов среднесуточных привесов на откорме свиней и 750 — крупного рогатого скота. Многие добиваются и большего, но, к сожалению,  не везде. В некоторых хозяйствах, скажем, Поставского, Россонского районов эти цифры значительно ниже. Основная причина недоработки — в слабой организации труда. И потом, в наш высокотехнологичный век не стоит добывать вал любой ценой. Чем дешевле будут сенаж, сено, силос, зерно, тем больше прибыли за счет их качества в конечном итоге принесет животноводство, а значит, выиграет экономика АПК. Увы, над прописными истинами задумываются далеко не все руководители хозяйств. Отсюда и всплывающие то тут, то там факты бесхозяйственности.

— Осуществление стратегической задачи началось еще на посевной?

— Даже при подготовке к ней. Сам Господь Бог помог нам с проведением весеннего сева. Во-первых, погодные условия дали возможность задействовать в две смены свыше 80 процентов энергонасыщенных тракторов. Во-вторых, мы отсеялись в лучшие агротехнические сроки. Более того, сумели вовремя пересеять более 100 тысяч гектаров погибших озимых рапса и зерновых. Техники хватило, организация посевных работ была на должном уровне, минеральных удобрений внесли по 320 килограммов действующего вещества на гектар (а под зерновые — 350), органики — 11 тонн на гектар. Надеемся на хороший результат. Пока всходы развиваются нормально. Сейчас задерживаемся с их химобработкой на западе области из-за технологического упущения — посевы медленно прорастали без дождя. Чтобы этого не повторялось, думаем дополнительно применять прикатывание, иначе семена просто усыхают под верхним слоем взрыхленной агрегатами почвы. А вообще, ожидаем урожайность зерновых в среднем 40 центнеров с гектара. К слову, планируем осенью сократить площади под озимый рапс с 76 до 40 тысяч гектаров. Теперь в структуре посевов этой культуры 60 тысяч займет яровой рапс. Примерно столько погибло минувшей зимой озимого. Растения, в том числе и зерновые, буквально задохнулись от недостатка кислорода под снежным панцирем, лежавшим 120 дней. Уклон в пользу яровых сделаем и по зерновым культурам. Если раньше сеяли 250 на 250 тысяч гектаров, то теперь озимый клин сократится до 200. Надоело бороться с суровыми климатическими условиями как с ветряными мельницами и уповать на удачу.  

— Эдуард Михайлович, вырастить урожай, как известно, полдела. Наверное, задача поважнее — как его сохранить?

— Урожая много не бывает. И применение ему найдем, и место для хранения тоже. Сейчас на Витебщине резко увеличились объемы скармливания скоту комбикормов, так что зерно идет в дело. Если в 2008 году использовали порядка 600 тысяч тонн в год, то в 2009-м — 800, а в 2010-м — около 900. Мы построили новые хранилища. В этом году нам Администрация Президента страны подарила дополнительные емкости на 10 тысяч тонн для хранения зерна на Лиозненской хлебной базе. Кроме того, ОАО «Экомол» построил в прошлом году хранилище на 70 тысяч тонн, Витебский КХП — на 10, Миорский — на 6, Полоцкий — на 5, Глубокский — на 12 тысяч тонн дополнительно... И это не считая ввода новых мощностей в отдельных сельхозорганизациях. Сушильное хозяйство у нас тоже крепкое: порядка 100 новых зерносушильных комплексов имеется, еще 28 появится в этом году. Кадровый вопрос при поддержке председателя облисполкома решается быстро: недостающие механизаторы на сезон, в горячую для крестьян пору, прибывают из городов. В основном это ушедшие в свое время на промпредприятия сельчане.

— И в нынешнюю кормозаготовительную кампанию поступили так же?

— Конечно. На этот период в хозяйства Витебщины прибыли 776 механизаторов-шефов. Совместными усилиями нам предстоит заготовить с первого укоса 1 миллион 270 кормовых единиц травяных кормов на условную голову скота. И это за 20 дней. Кормоуборочных комбайнов достаточно, включая 100 новых. Проблематично только обеспечение топливом, однако решаем вопрос с помощью Правительства. Если уложимся в оптимальные сроки, получим возможность экономить 5—8 миллиардов рублей в месяц на приобретении белка (шротов). Надеемся не повторить ошибки прошлого года, когда сенаж закладывался с повышенной влажностью и низкой питательностью. Если получим 9,5—10 мегаджоулей в этом году, то значительную долю белка скот будет получать из травяных кормов. Только на этом можно надаивать 4,5—5 тысяч килограммов молока от коровы, не прибегая к шротам. Вот вам и метод снижения себестоимости животноводческой продукции. Надо закладывать корма раздельным способом, с соблюдением технологических требований, напрочь отказавшись от использования буртов. Около 20 процентов буртового сенажа и силоса (а его было заготовлено 997 тысяч тонн) пропало. Ущербный метод, и нас он не устраивает. Вот почему в прошлом году построили 66 траншей, в этом планируем ввести в строй до 80, и консервировать корма только там. Запас сена уменьшим до 100 тысяч тонн, и то с учетом нужд населения. Хороших хранилищ для сена нет, и к весне оно теряет свою энергетическую ценность. Солому будем заготавливать тоже по-хозяйски. Миллион тонн соломы нужен для животноводства. Она становится все более востребованной с массовым строительством доильных залов. В прошлом году ввели 21 (а всего имеется 53), в этом сдадим еще 21, если сохранится финансирование программы. Пока работы идут, хоть и тяжеловато. У нас смелые планы не только на нынешний год, но и на пятилетку. И они по плечу сельхозпроизводителям Витебщины.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter