В музыке только гармония есть

Понятно, что самая популярная сейчас тема - олимпийская.
Понятно, что самая популярная сейчас тема - олимпийская. О спорт, ты - мир, состязательность и искусство, годы упорного тренинга, победы и поражения. Но, помимо большого спорта, все эти атрибуты присущи еще и искусству. Вот пример. Совсем недавно в Москве завершился III Международный конкурс пианистов имени Сергея Рахманинова. Следует сказать, что конкурсу предшествовал предварительный отбор исполнителей из многочисленных претендентов. Из разных стран мира были допущены к публичным турам лишь 30 пианистов. Именно они боролись за право войти в шестерку сильнейших. Одним из лауреатов этого творческого состязания стал минчанин Константин Красницкий. С вопроса о том, насколько олимпийские принципы "участия и победы" объединяют искусство и спорт, началась наша беседа с педагогом лауреата деканом фортепианного факультета Белорусской академии музыки доцентом Владимиром НЕХАЕНКО.

- Да, и олимпийцы, и наши лауреаты - это национальная гордость, - продолжает тему известный педагог, заслуженный деятель искусств Беларуси, воспитавший целую плеяду пианистов-лауреатов. - И успех достигается прежде всего колоссальным трудом, ведь не секрет, что зачастую для пианиста начало его карьеры в 7 лет специалистами оценивается чуть ли не как опоздание. Но, конечно, все очень индивидуально и зависит от многих факторов: таланта, работоспособности да и определенного везения. Сегодня аксиомой считается то, что белорусская фортепианная школа находится на подъеме, набирает силу. У нас в Белорусской академии музыки уже есть целая галерея имен, которыми можно и нужно гордиться. Прежде всего это сформировавшийся коллектив педагогов и наших учеников.

Если вернуться к прошедшему в Москве конкурсу и успеху на нем моего ученика, то я хотел бы отметить следующие обстоятельства. Такие конкурсы, как рахманиновский, в музыкальном мире считаются наиболее сложными и престижными из практически 166 существующих ныне. Потому что на монографическом конкурсе программа конкурсанта состоит лишь из произведений одного автора. Поэтому исполнителю сложно покорить жюри лишь виртуозной техникой, для победы нужна еще и зрелость души, безусловный исполнительский талант и интуиция, и очень точное понимание исполняемого материала. Именно поэтому на рахманиновском конкурсе, как правило, не бывает очень юных лауреатов. Здесь достаточно высокая возрастная планка - 22 - 30 лет.

- Владимир Николаевич, вашему ученику Косте Красницкому 25 лет. Для него, да и для других ваших учеников-лауреатов победа на конкурсе - это кульминация исполнительской карьеры или новый этап в ней?

- Точнее я бы назвал это возможностью выйти на новый уровень. Во-первых, в связи с конкурсами, как правило, связаны новые интересные предложения о гастролях. Так, после победы Константина на международном конкурсе пианистов в Загребе ему предложили интересные гастроли в Хорватии, Дании, Норвегии, Италии, Турции и т.д. После московской победы Костю ждут выступления с сольными концертами в Рахманиновском зале Московской консерватории и российском Рахманиновском обществе. Только что у Константина прошли выступления в Гомеле с симфоническим оркестром. Но, кроме гастролей, у него напряженная работа в Академии музыки. Он недавно приступил к самостоятельной педагогической деятельности и работает со мной на кафедре со студентами. Ну и, конечно же, мы много репетируем, потому что исполнительское искусство - а вот тут уж никак без аналогии со спортом не обойтись - требует постоянного повышения уровня мастерства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter