В музее «Дом Ваньковичей» открылась фотовыставка «Силуэты наследия»

В какой момент фотография становится искусством? Прав ли Гете, заметивший, что «архитектура — это онемевшая музыка»? Ответы на эти вопросы можно найти в музее «Дом Ваньковичей», где сегодня открылась фотовыставка «Силуэты наследия».



Автор экспозиции, художник, реставратор и путешественник Владимир Цвирко хорошо известен читателям «СБ. Беларусь сегодня» по проекту о белорусской деревне «Бясконца чароўная». Заведующая филиалом Национального художественного музея Светлана Яцевич призналась, что для нее выставка стала открытием: «У нас много различных экспозиций выставляется, но эта особенная. Оказывается, в Беларуси есть настоящие шедевры архитектуры. И так жаль, что многие из них мало известны широкой публике. Такая выставка — это великолепная возможность приобщиться к нашей истории». 

В экспозиции 42 работы, на которых запечатлены храмы, костелы, дворцы, имения, часовни. Главный замысел художника в том, чтобы у пришедших на выставку появилось чувство сопричастности богатой истории нашей страны. И далее, возможно, кто-то захочет не только посетить эти места, но и обратиться вглубь истории. Владимир рассказывает, что в Беларуси есть уникальные церкви и костелы, которые встретить можно только у нас. Ничего подобного больше нет нигде в мире. У каждого объекта есть своя биография, порой невероятная и интересная, но есть и те, о которых, увы, уже можно судить лишь по легендам и рассказам бабушек и дедушек. 

Всего в коллекции Владимира более 15 000 работ, и он не устает восхищаться богатством нашей истории: «Моя задача, задача всех нас — сохранить для потомков то, что уже есть. Я изучал вопрос, и оказалось, что у нас в Беларуси из наследия архитектуры осталось всего три процента от того, что было. Представьте себе, какая у нас была необыкновенная и красивая страна». Владимир признается, что иногда он не за реставрацию, а за консервацию: «Дело в том, что у нас сегодня профессионально не преподают такой предмет как реставрация зданий, архитектуры. Мы сегодня подошли к этому вопросу вплотную. Есть какие-то общие часы в технических строительных вузах, но этого мало. Нужно серьезно и предметно готовить специалистов этого дела. Нужны именно реставраторы строений, архитектуры. Здесь ошибаться нельзя, ведь каждый эксперимент дилетанта может привести к утрате исторических ценностей».


На вопрос, является ли фотосъемка культовых сооружений чем-то особенным, надо ли к ней как-то душевно готовиться, Владимир отвечает серьезно: «Конечно! В любой фотосъемке надо получше изучить свой объект. Здесь все как с людьми. Надо подойти, поговорить, постараться раскрыть его внутренний мир. Пришли к храму? Не надо сразу расчехлять фототехнику и приступать к съемке. Постойте, поразмышляйте, обойдите вокруг. Еще лучше, если вы заранее изучите историю объекта. Иная вас так захватит, что вы совсем по-другому начнете смотреть на то, что перед вами. И именно тогда обычная фотография может стать предметом искусства». 

Последние восемь лет Владимир Цвирко работает над авторским проектом «150 золотых маршрутов моей Беларуси». Сегодня, рассказывает художник, таких маршрутов уже 200, и цифра будет расти: «Я иногда говорю, что я, наверное, единственный человек в Беларуси, который у нас поклонился каждому храму и перекрестился перед ним».

Интересно высказывание москвички Елены Рябых, которая в музее «Дом Ваньковичей» оказалась случайно: «Я просто гуляла по Минску, по улице Интернациональной. Увидела красивый дворик, зашла, а здесь фотовыставка. Я не поверила своим глазам! У вас есть такое в Беларуси? Это нереально, это такое богатство! Эти памятники архитектуры впечатляют своей красотой и неповторимостью! Постараюсь побывать хотя бы в нескольких местах».


Экспозиция Владимира Цвирко «Силуэты наследия» будет проходить до 12 марта в музее «Дом Ваньковичей» с 10.00 до 18.00 по адресу: Минск, улица Интернациональная, 33А.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter