В Могилев на совместную белорусско-российскую выставку «Бялыницкий-Бируля и художники его круга» впервые прибыли шедевры из Третьяковки

Около 20 шедевров мировой живописи из фондов Государственной Третьяковской галереи и Национального художественного музея Беларуси впервые представлены в Могилеве. На открытии совместного белорусско-российского проекта, приуроченного к V Форуму регионов, в музее народного художника Бялыницкого-Бирули побывали председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович, председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и директора музеев из разных городов Беларуси и России.


Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, уверен — нельзя недооценивать роль культуры в межгосударственных взаимоотношениях:

 Это важное связующее звено, и открытие вашего музея, совместной выставки — значимое событие для обеих стран. Я бывал в Тверской области, на «Чайке» — даче Бялыницкого-Бирули, художника, творчество которого связало два наших братских народа неразрывной нитью. Теперь вот присутствую на открытии его музея в Могилеве. Развитие региональных кунсткамер трудно переоценить. Они обязательный элемент культуры, среды обитания любого человека в любой стране. Если нет места, куда можно прийти, познакомиться с историей, с биографией известных земляков — писателей, художников, поэтов, — город, по сути, становится мертвым. Музей в Могилеве, уверен, станет центром музейной деятельности двух стран — Беларуси и России.

В двухэтажном особняке с мансардой на улице Ленинской, бывшей Большой Садовой, в бывшем доме купцов Оношко музей Бялыницкого-Бирули разместился в 1982 году. А в 2013-м был закрыт. И вот после масштабной пятилетней реконструкции, на которую, по словам генерального директора Национального художественного музея Республики Беларусь Владимира Прокопцова, было потрачено 1,5 миллиона долларов, он обрел и новую жизнь, и новый формат. Сегодня здесь экспонируются полотна, которые до этого ни разу не покидали стены Третьяковки. Одно из них — раннее произведение Бялыницкого-Бирули «Из окрестностей Пятигорска». Талант юного Витольда тогда оценил Левитан — пригласил художника работать в свою мастерскую, а полотно в 1892 году купил для своей коллекции Павел Третьяков, который крайне редко обращал внимание на студенческие работы. Впервые уехало из Третьяковки и полотно «Над вечным покоем», которое Левитан написал на даче «Чайка» Бялыницкого-Бирули в Тверской области. «Чайка» в окрестностях Удомли, которую Витольд Каэтанович строил по собственному проекту и где прожил более 50 лет, долгие годы была центром притяжения выдающихся мастеров искусства: в гости к «белорусскому Левитану» приезжали Константин Коровин, Игорь Грабарь, Николай Богданов-Бельский, Александр Моравов и другие.


Как отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на выставке «Бялыницкий-Бируля и художники его круга» в Могилеве собраны произведения мастеров, с которыми Витольд Каэтанович дружил и вместе творил.

Личные вещи выдающегося пейзажиста из имения «Чайка» — этюдник, кисти, палитру, ружье, мебель, фотографии и письма — когда-то передала в могилевский музей вдова живописца Елена Алексеевна, и они заняли почетное место в обновленной экспозиции.

Заведующая музеем Бялыницкого-Бирули Светлана Строгина уточняет:

— С российскими коллегами мы дружны давно, вместе проводим международный пленэр «Образ Родины в изобразительном искусстве», который стартовал в 1995 году — именно в память о нашем великом земляке. В прошлом году, к 145-летию Витольда Каэтановича, мы снова обратились к его творчеству. Мастера кисти из разных стран, в том числе и из России, проехали по его родным местам, где написали полотна, которые впоследствии заняли достойное место в наших музейных коллекциях.

Сам Витольд Каэтанович так вспоминал о малой родине: «Я родился в имении Крынки около Белыничей на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня с собой. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно в тех поездках я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

В местечке, где родился пейзажист, в дни форума побывали руководители региональных музеев из Беларуси и России. В их числе родственница Бялыницкого-Бирули, руководитель Центра культуры и искусства «Дача «Чайка» Елена Тимакова:

— Впервые я приехала на Могилевщину в 2017-м, а сегодня вижу, как много изменилось за год. В Могилеве после реставрации открыт прекрасный музей Витольда Каэтановича, очень теплые впечатления от фольварка Крынки, где он черпал вдохновение, от Белыничского художественного музея, одну из стен которого украшает портрет художника, созданный его другом Игорем Грабарем. У себя в «Чайке» в прошлом году мы в связи со 145-летием Бялыницкого–Бирули проводили детский пленэр. Есть идея сделать его международным, закольцевать маршрут: Могилев — Удомля — академическая дача Репина — Михайловское — музей-усадьба Репина «Здравнево» под Витебском. А еще организовать аналогичный взрослый пленэр.

Но это планы на отдаленное будущее. А ближайший совместный с россиянами проект — выставка из музея-усадьбы одного из ярчайших представителей русской живописи Василия Поленова, которая тоже будет экспонироваться в Могилеве.

Фото: Ольга КИСЛЯК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Ольга КИСЛЯК
Новости