В модернизации - будущее потребкооперации

Михаил Русый: необходимо совершенствовать работу розничной сети

На двадцать шестом общем Собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ выступили заместитель премьер-министра Республики Беларусь Михаил Русый, а также председатели Минского и Витебского областных исполнительных комитетов — Борис Батура и Александр Косинец.

Вице-премьер Михаил Русый, выступая на собрании, отметил, что за последние годы в системе потребкооперации сделано многое. Однако повысить эффективность работы предприятий потребкооперации можно за счет совершенствования работы розничной сети. В связи с этим необходимо принять решение в течение трех лет в каждом районном центре построить или модернизировать сетевые магазины площадью от 500 до 1 тыс. кв. м. Аналогичную работу следует провести в агрогородках. Михаил Русый также предложил реформировать оптовую торговлю в системе потребкооперации. Он отметил, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о создании единой оптовой сети потребкооперации.

Председатель Минского облисполкома Борис Батура в своем выступлении указал на определенные недостатки в системе закупок товаров организациями потребкооперации. «Имея самую разветвленную торговую сеть в республике и самый большой удельный вес в товарообороте, организации потребкооперации обладают всеми рычагами воздействия как на производителей, так и на поставщиков, имеют возможность получать максимально выгодные условия поставки, что в свою очередь должно означать наличие привлекательных цен для потребителей по сравнению с конкурентами. По его мнению, поможет усовершенствование системы оптовых закупок. Председатель Минского областного исполнительного комитета также обратил внимание на проблему наличия неиспользуемых площадей, принадлежащих системе Белкоопсоюза, в малых населенных пунктах, предложив продавать их на аукционах за одну базовую величину. Свою точку зрения о развитии потребкооперации в регионе высказал председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. Он обратил внимание на отсутствие должной связи между потребкооперацией и промышленными предприятиями страны, необходимость усовершенствования сети общественного питания и усиление взаимодействия потребкооперации со школами на селе. Александр Косинец одобрительно отозвался о создании холдинга «Белкооппушнина».

Также Борис Батура и Александр Косинец предложили вместо строительства новых овоще- и фруктохранилищ емкостью до 5 тысяч тонн, использовать имеющиеся в системе потребительской кооперации и сельхозпредприятий строения путем их модернизации.

Торговля: итоги и перспективы

На экспозиции торговой отрасли были представлены товары с нанесением знака Белкоопсоюза, которые производятся совместно с отечественными производителями и поставляются в торговую сеть потребительской кооперации по конкурентным ценам, в т.ч. масло рапсово-подсолнечное «Наше» производства СЗАО «Гроднобио-продукт», минеральная вода «Кстати» СООО «Аква-Трайпл», подушечки с начинкой КУПП «ВКК «Витьба», шоколад «Родны кут» ООО «Белга-Пром», пиво «Жигулевское» ОАО «Криница», водка «3р.62коп.» РУП «Климовичский ЛВЗ», водка «Ржаная» РПУП «Брестский ЛВЗ «Белалко», кофе «EL CAFE Barcelona» ИП «Икартайм».

На стенде были отражены такие данные, как:

— Динамика розничного товарооборота торговли потребительской кооперации — за 2008—2012 годы темп роста розничного товарооборота торговли в целом по Белкоопсоюзу составил 146 %, в т.ч. за 2012-й — 105,5 %. В 2012 году объем товарооборота достиг 17,0 трлн. руб.

— Основные направления развития материально-технической базы торговли, включающие:

 — открытие крупных торговых объектов площадью более 500 кв. м (за 2012 год открыто 7, на 1.01.2013 г. функционирует 18, к концу 2015 года таких объектов будет 30);

— открытие новой торговой сети шаговой доступности (за 2012 год открыто 137 новых магазинов, в т.ч. нового строительства — 79, на 1.01.2013 г. функционирует 866 объектов, построенных с 2004 года, к концу 2015 года таких объектов будет 995);

— приобретение новых модернизированных автомагазинов (на 1.01.2013 г. имеется 593 автомагазина, за 2008—2012 годы приобретено 405 автомагазинов, из них 278 направлено на обновление автопарка, в 2015 году планируется обеспечить наличие автомагазинов не менее 800 единиц);

— открытие магазинов типа «Дискаунтер» по продаже товаров по сниженным ценам (на 1.01.2013 г. — 219 торговых объектов типа «Дискаунтер», до конца 2015 года будет обеспечено наличие не менее 3 в каждом районе).

— Итоги работы оптовой отрасли системы — сумма оптового оборота за 2012 год составила 4,16 трлн. руб. На 1.01.2013 г. функционирует 14 оптовых предприятий потребительской кооперации, в т.ч. 3 — республиканских, 11 — областных. Общая складская площадь — 180 тыс. кв. м.

— Удельный вес товаров отечественного производства в структуре розничного товарооборота за 2012 год — 92,8 %, в том числе по продовольственным — 93,9 %, непродовольственным — 88 %, из них кондитерские изделия — 87,9 %, соки — 89,9 %, масло растительное —78,1 %, крупа — 69,7 %, макаронные изделия — 95,3 %,телевизоры — холодильники — 96,7 %, стиральные машины — 83,8 %, обувь —96,1 %, синтетические моющие средства — 84 %.

Акцент — на работу с населением

На выставке заготовительной отрасли был представлен широкий спектр продукции: свежие овощи и фрукты (картофель, капуста белокочанная, морковь и свекла столовая, лук репчатый, чеснок, яблоки), переработанная продукция (грибы белые солено-отварные, лисички солено-отварные), сушеная продукция (черника, плоды шиповника, груши, яблоки, фасоль, грибы белые, семя тыквы и подсолнечника).

 Стенды заготовительной отрасли отражали основные направления развития на 2013—2015 годы.

1. Совершенствование работы с населением и сельхозпроизводителями

Обеспечение населения и фермерских хозяйств семенным посадочным материалом, удобрениями, сельхозинвентарем и др.

Выявление излишков сельскохозяйственной продукции и сырья путем проведения обследования личных подсобных хозяйств.

Заключение договоров на выращивание сельхозпродукции под гарантированный сбыт.

Закупка всех излишков сельхозпродукции и сырья.

2. Формирование стабильной системы эффективного сбыта заготовленной продукции и сырья

Закладка на хранение свежей сельскохозяйственной продукции для создания стабилизационных фондов на межсезонный период.

Внедрение маркетинговых и логистических подходов на путях продвижения сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг.

Повсеместное участие (проведение) в сельхозярмарках, выставках-продажах.

Организация новых и расширение существующих каналов экспортных поставок.

3. Развитие материально-технической базы

Строительство овоще-, картофеле-, фруктохранилищ.

Реконструкция и модернизация действующих овоще-, картофе-ле-, фруктохранилищ.

Реконструкция и модернизация скотоубойных пунктов.

В 2012 году населению за сданную продукцию выплачено 1204 млрд. рублей, или в среднем 530 тыс. рублей в расчете на одного сельского жителя республики.

В 2012 году увеличены объемы закупок у населения плодов и ягод в 2 раза, дикорастущей продукции — на 34 %.

Приоритеты промышленности

Промышленная отрасль представила на экспозиции широкий ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий, мясную и консервную продукцию, замороженные овощи и овощные смеси, натуральные соки, минеральную воду и др.

Промышленность потребительской кооперации — многоотраслевая. Приоритетные отрасли промышленности, занимающие наибольший удельный вес в общем объеме промышленной продукции, — это хлебопекарная (более 30 %), мясоперерабатывающая (более 35 %) и переработка плодоовощной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции (более

13 %). За 2012 год произведено промышленной продукции на

1 658 млрд. рублей, темп роста — 104,2 % (РБ — 105,7 %).

В потребительской кооперации проводится работа по концентрации и специализации производственных мощностей с учетом необходимости вывода морально и физически изношенных производственных фондов и повышения загрузки перспективных предприятий.

Всего на 01.01.2013 года в потребительской кооперации имеется 331 основной цех и участок, в том числе в 103 цехах модернизация проведена с внедрением систем качества в соответствии с международными стандартами.

В 2013—2015 годах будут модернизированы 129 цехов, в том числе в 2013 году — 57. Всего на данные цели будет направлено 140 млрд. руб., в том числе 77 млрд. руб. в 2013 году. Производственные мощности 100 неэффективных цехов и участков будут выведены в связи с износом основных средств и нецелесообразностью дальнейшего функционирования, с передачей зоны их деятельности близлежащим предприятиям потребительской кооперации.

Мягкое золото 

Звероводство потребительской кооперации было представлено стендами с готовыми изделиями из меха, информационным стендом, стендом со шкурками клеточных пушных зверей и модельным показом готовых изделий.

 Информационный стенд содержал сведения за последние 5 лет о структуре зверохозяйств потребительской кооперации с выращиваемыми типами пушных зверей, удельном весе производства пушнины звероводческими хозяйствами Республики Беларусь, развитии материально-технической базы, экспорте пушнины Белкоопсоюза, который в истекшем году достиг свыше 41,7 млн. долл. США.

Готовые изделия из натурального меха, которые производит ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза», были представлены верхней одеждой (пальто, п/пальто), ассортиментом цветовых групп шкурок клеточных пушных зверей, которые на сегодняшний день выращиваются зверохозяйствами потребительской кооперации.

С учетом установившихся мировых тенденций моды зверохозяйствами выращиваются такие коротковолосые породы норки, как блек, браун, сильверблю, паломино, сапфир, белая. А также традиционные длинноволосые виды: стандартная темно-коричневая, пастель, серебристо-голубая, паломино, сапфир, крестовка и другие.

Во исполнение Программы действий по развитию в Республике Беларусь пушного звероводства, переработке пушно-мехового сырья и пошиву из него готовых изделий на 2012—2015 гг. в 2013 году запланировано получить в республиканском зачете 1 миллион шкурок клеточных пушных зверей, в 2015 году — 1,2 миллиона.

Общепит: шок от заморозки

На выставочном стенде отрасли общественного питания в широком ассортименте были представлены полуфабрикаты, готовые кондитерские и кулинарные изделия, приготовленные на основе современной технологии шоковой заморозки. Данное направление в Республике Беларусь впервые внедрено организациями потребительской кооперации и выбрано не случайно. Технология шоковой заморозки позволяет увеличить сроки реализации продукции, а также обеспечить горячим питанием посетителей в объектах без стационарной кухни, в том числе в объектах придорожного сервиса. Так, например, при изготовлении кремовых кондитерских изделий с применением технологии шоковой заморозки срок реализации увеличивается с 36 часов до 90 суток.

Кроме того, на стенде были представлены изделия, которые пользуются популярностью у покупателей: десерты-конфеты ручной работы, пряничные кондитерские изделия (штучные пряники с декором из глазури, «Домики Деда Мороза» и др.) и импортозамещающая продукция (печенье).

Особым интересом у посетителей выставки пользовались блюда и изделия, приготовленные мастерами-поварами и мастерами-кондитерами.

На знаниях не экономят

Потребительская кооперация сохранила и развивает свой образовательный комплекс, созданный более полувека назад. Подготовку кадров для системы потребительской кооперации осуществляют университет и 7 колледжей.

В УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» обучается около 9 тысяч студентов. Направления образования — экономика, управление. В университете реализуются образовательные программы I ступени высшего образования по 11 специальностям, II ступени (магистратура) — по 7 специальностям, ведется подготовка научных кадров в аспирантуре.

Одной из важных составляющих деятельности университета является научно-исследовательская работа. В 2012 году вы-полнялось 38

научно-исследовательских тем, в том числе 3 темы — по плану важнейших научно-исследовательских работ по государственным программам научных исследований, координируемых НАН Беларуси, 1 тема — по международному гранту Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.

За 2008—2012 годы преподавателями университета и колледжей издано 59 учебных изданий с грифом Министерства образования Республики Беларусь. Часть из них была представлена на стенде.

В колледжах потребительской кооперации реализуются образовательные программы среднего специального и профессионально-технического образования, обучается более 9 тысяч учащихся. На уровне среднего специального образования открыта подготовка специалистов по 10 специальностям. Направления образования — право, экономика, управление, экономика и организация производства, оборудование, вычислительная техника, пищевая промышленность, общественное питание.

На уровне профессионально-технического образования ведется подготовка по 3 специальностям, 8 профессиям.

Учреждения образования потребительской кооперации первыми в республике стали применять систему непрерывной многоступенчатой интегрированной подготовки специалистов. За счет этого создается преемственность профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, что позволяет не только сократить сроки обучения, но и снизить затраты на подготовку специалистов. В 2012 году прием на сокращенный срок обучения на основе среднего специального образования в университет составил 64,1 % от общего приема.

Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется на базе ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза» УО «Белорусский торгово-экономический университет потребкооперации» и на курсах повышения квалификации в колледжах. Ежегодно в университете и колледжах повышают квалификацию более 3 тысяч работников потребительской кооперации.

В университете и 6 колледжах Белкоопсоюза сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с СТБ ISO 9001-2009.

Всем иногородним студентам университета и учащимся колледжей на период обучения предоставляется общежитие.

Обучающиеся за счет средств потребительской кооперации получают стипендиальное обеспечение.

Студентам УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», достигшим особых успехов в учебе, назначается стипендия Президента Республики Беларусь. С момента ее учреждения такой чести удостоены 38 наших студентов, еще 15 присуждены другие поощрения Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время в системе потребительской кооперации работают 30 человек, включенных в банк данных одаренной и талантливой молодежи, 5 из которых занимают руководящие должности.

Также лучшим студентам и учащимся назначаются специальные стипендии председателя Правления Белкоопсоюза, стипендии Правления Белкоопсоюза и Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации.

В учреждениях образования уделяется большое внимание развитию научной, физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы со студентами и учащимися. На стенде были представлены дипломы, подтверждающие достижения студентов и учащихся в различных сферах деятельности учреждений образования. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter