В мирное время полезны, в военное — незаменимы

Железнодорожным войскам 6 августа исполняется 130 лет

Железнодорожные войска, наверное, самые подвижные в армии. На месте постоянной дислокации батальоны и бригады в полном составе собираются разве что в зимние месяцы. Поздней осенью и зимой срочников в классах учат общевойсковым дисциплинам. Но только начинается оттепель, роты военных железнодорожников разъезжаются по городам и весям республики – выполнять учебно-практические задачи в обстановке, приближенной к боевой.

Железнодорожные войска уникальны. В отличие от танкистов, десантников или мотострелков они не разрушают, а строят. Быстро, мобильно, качественно, на любой местности, невзирая на погодные неурядицы. 

Вот и одна из рот 71-го отдельного путевого железнодорожного батальона из Слуцка встретят профессиональный праздник на работе, а точнее, на болотах у поселка Татарка Осиповичского района. Там военные прокладывают железнодорожный путь по заказу местного торфопредприятия. 

Роте в поселке Татарка выделили участок на территории торфопредприятия. На широком хоздворе раскинулись шатрами палатки-казармы, полевая кухня, временные душ и летний клуб под навесом… Словом, обычный военный городок. 

Работа кипит неподалеку: какой-нибудь километр до 14-го пикета первого пути. Проворно снует экскаватор – нагружает специальный вагон-тележку песком, пыхтит маневровый тепловозик. На этом участке рельсы уже положены, сейчас делают балансировку, то есть по специальной технологии засыпают рельсы песком, потом их выравнивают и утрамбовывают грунт. На пикете нас встречает «хозяин стройки» — майор Александр Коломиец, он же заместитель командира 71-го батальона и главный инженер. 

Строительство железнодорожного пути рота ведет в обстановке, приближенной к боевой: необходимо выдерживать военные темпы строительства, щепетильно соблюдая технологию. Ритмом работы военные в первую очередь и отличаются от гражданских специалистов. Да и рельеф под Татаркой еще тот: железнодорожная насыпь тянется сквозь густой строй болотной травы и кустарника. Несколько метров в сторону – начинаются топкие места. Все рабочее пространство ограничено узкой полоской насыпи, на которой и приходится концентрировать всю технику. 

— Торфопредприятие объявляло тендер, мы его выиграли, — не без гордости говорит Александр Коломиец. — Но когда другие участники поближе ознакомились с объектом, перекрестились. 

Зато военные железнодорожники быстро наладили непрерывный производственный процесс. Недалеко от пикета делают балансировку, а впереди метров на 400 укладывают рельсы и шпалы, сбалчивают пути… Работа кипит беспрерывно. Рота передислоцировалась сюда весной, а уже уложила 4,8 километра рельсов из запланированных 7,3. Но главная гордость Александра Васильевича – эстакада станции: на ней торф будут с вагонеток  перегружать на грузовики для транспортировки потребителям. 

Еще пару месяцев назад на этом месте был илистый пруд глубиной больше двух метров. Воду пришлось отводить, укреплять грунт. Сейчас уже выложены железобетонными плитами подъездные пути и площадка, вовсю идет монтаж распорок и шпальных блоков на эстакаде… 

— К концу сентября планируем сдать объект, — говорит Александр Коноплич, главный инженер РПУТ «Татарка». – Мы рады, что за это дело взялись военные: с качеством работ, темпами, дисциплиной – никаких проблем. 

Местные жители появление военных встретили весьма радушно. Татарка – не бог весть какой центр, тут каждому новому человеку рады,  тем более людям в форме. Порядка стало больше, жизнь потекла энергичней. Скажем, на День Победы рота прошла торжественным маршем по поселку. Каждые выходные командиры полезные развлечения для солдат придумают: футбол, волейбол, другие спортивные соревнования. И местная молодежь подтягивается. 

Но главное – семикилометровая железнодорожная ветка, которая соединит торфяные разработки с шоссейной дорогой. Эта узкоколейка вдохнет вторую жизнь в поселок, который пережил забвение в середине 90-х. Ведь РПУТ «Татарка» фактически единственное в окрестностях крупное предприятие. Промышленную разработку торфа тут начали еще в 1927 году. Постепенно вокруг торфяного месторождения вырос поселок. Но с распадом Союза Татарка захирела. Говорят, что за 15 лет возить торф с болот практически перестали, постепенно разбежались и специалисты. 

Сегодня торфопредприятие переживает второе рождение: в стране начала действовать программа по переходу на местные виды топлива. Появились инвестиции, закупили новую технику, еще год назад здесь работали всего 12 человек, сегодня – почти 150. Разъехавшиеся на заработки местные жители стали возвращаться на родину. Торфодобычу вроде бы наладили, и потребители уже имеются – мини-ТЭЦ в Осиповичах и ТЭЦ-1 в Бобруйске. Но возникла проблема с доставкой. В транспортной цепочке самое слабое место – 5—6 километров от мест добычи к твердому асфальтному грунту. 

— Железнодорожный транспорт – единственный выход, — утверждает Александр Коноплич. – Сейчас возим тракторами: грузовики по топкой местности не пройдут – мгновенно завязнут. Но такая доставка – дело дорогое и медленное. Сколько трактор может в прицеп торфа принять? Около 3 тонн, а сжигает за рейс почти 12 литров солярки. А тепловоз при том же расходе топлива и временных затратах притянет 550 тонн. Это повышение производительности и экономия топлива почти в 200 раз. 

А месторождение под Татаркой перспективное. Уже сейчас в разработке около 107 гектаров. Это около 360 тысяч тонн торфа. К 2007 году планируют закончить разведку еще 147 гектаров. Этого хватит для работы аж до 2025 года. Причем торф в этой местности редкой породы. К нему большой интерес проявляют зарубежные заказчики. 

Местное население уважает торфяное топливо. Говорят, в очереди выстраивается за брикетами. Ведь с ними никаких хлопот: сложил и пользуйся. В деревнях их даже прозвали «женским» топливом. 

Проект по реконструкции узкоколейки оценивается в несколько миллиардов рублей. Конечно, немалая доля из этих средств уйдет на изготовление проектной документации, закупку материалов, но и 71-й батальон также заработает свою копеечку. Средства пойдут на развитие материальной базы железнодорожных частей, закупку специального оборудования, техники. 

В Железнодорожных войсках Беларуси готовят специалистов более чем по 40 специальностям. Как шутят офицеры, в армии учеба идет год за три: процесс-то непрерывный в течение полутора лет. За этот небольшой срок личный состав успевают обучить многим премудростям и секретам. Поэтому с трудоустройством у солдат проблем нет: их охотно берут на работу и на Белорусской железной дороге, и на крупных предприятиях, которые используют железнодорожный транспорт, в других профильных организациях. 

-----------------------------

Историческая справка

Железнодорожные войска появились в Российской империи при Александре II, правление которого ознаменовалось активным строительством железных дорог. Параллельно создавались и железнодорожные воинские подразделения. Один из первых таких батальонов дислоцировался в Барановичах с августа 1876 года. Боевое крещение часть получила далеко от родного города: на Балканах во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Впоследствии ни один вооруженный конфликт или война не обходились без активного участия военных железнодорожников. 

В мирное время железнодорожные части занимались строительством, ремонтом и реконструкцией путей сообщения. Так, с 1926-го по 1940 год железнодорожные части соединили рельсами Оршу с Лепелем, Гомель с Черниговом, Рославль с Могилевом и Осиповичами. Особенно интенсивно работы велись на территории освобожденной Западной Белоруссии: восстанавливали железнодорожное сообщение Полоцк—Молодечно—Лида—Мосты, расширяли станции, возводили вторые пути. 

Во время Великой Отечественной в операции по освобождению Беларуси «Багратион» участвовали 13 железнодорожных бригад общей численностью 110 тысяч человек. Они доставили передовым частям 77 тысяч вагонов с вооружением, боеприпасами и амуницией, восстановили 6140 километров главных и 1584 километра станционных путей, 634 моста, 21 тысячу километров линий связи. В послевоенные годы железнодорожные войска трудились над сотнями объектов, участвовали в спасении жителей Армении после землетрясения и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В рекордно короткий срок заменили подъездные пути к четвертому энергоблоку. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter