В минском Дворце искусства открылась выставка «Горизонты реальности»

Как пояснил мне один из ее основателей, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат Специальной премии Президента деятелям культуры и искусств Владимир Уроднич, творческое объединение «Традиция» существует при Белорусском союзе художников более 10 лет и объединяет порядка 20 живописцев-реалистов разных поколений. Большинство из них очень известные художники.


- Мы традиционалисты, – говорит Уроднич. – Мы развиваем принципы реалистической живописи в нашем искусстве. Называя нашу выставку «Горизонты реальности», мы понимаем, что у каждого эти горизонты свои. Один дальше собственного носа не видит, другой видит чуть дальше, третий поворачивает голову и видит еще пару горизонтов вокруг себя.

Когда-то российский скульптор Коненков сказал: «Искусство – место не огороженное. В нем каждый потоптаться может». Мы вовсе не думаем, что наш огородец в общем пространстве отгорожен от всех. Нет, мы топчемся в своем наделе, считая, что имеем полные основания с достоинством и честью благодарить наших отцов и дедов за то, что они передали эстафету нам, а мы ее, сколько сил хватит, понесем дальше.

В действительности, картины на выставке очень разные. Есть полотна, например, «Наши» Оседовского или «Партизаны, партизаны, белорусские сыны» Святослава Федоренко, которые запросто могли бы быть написаны не в наши дни, а лет 50-60 назад. Это «суровый стиль», социалистический реализм в чистом виде. А есть мягкие реалистические пейзажи Леонида Гомонова, Владимира Новака, Николая Опиока. Есть даже почти символизм в полотнах Владимира Гордеенко и Владимира Гуназы.


И то, и другое, и третье достаточно интересно, и мне остается лишь согласиться с Владимиром Уродничем, полагающим, что реализм неисчерпаем, как неисчерпаемы люди с их разнообразными взглядами на мир.

Я полюбопытствовала, есть ли в «Традиции» молодежь, и услышала в ответ:

- Да, у нас есть несколько молодых людей. Мы, естественно, заботимся о том, чтобы кадры наши росли. У нас из Бреста один человек есть, мы пригласили одного из Гомеля, по одному человеку из каждой области, чтобы каким-то образом обозначить, что мы не замыкаемся в этом огороде.

Интересная деталь: на открытии выставки приглашенный гармонист играл «Прощание славянки», и Владимир Васильевич в разговоре со мной несколько раз подчеркнул, что это неслучайно:

- Актуально то, что близко моему сердцу, близко моей душе, близко моей жене, близко моей матери… к сожалению, ее уже нет. Это та мелодия, которая звучит сейчас под руками этого музыканта, то, на чем мы выросли. Нам это близко, нам это понятно. Наверняка вам тоже небезразлично, что вы пришли и слышите этот марш…


Я не могла с ним не согласиться. Мне не хотелось бы прощаться с реализмом. Важно, чтобы ушедшее без лишних слез ушло, а вечное навсегда осталось с нами.


Фото: Ольга КРУПЕНКОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter