В Минске солнечно, в Ратомке снег… Будут ли белорусские учены перенимать российский опыт по разгону облаков?

Всю минувшую пятницу в Москве гоняли тучи при помощи люстры Чижевского. Через пару часов работы ионизатора небо над двором Московского комитета по науке и технологиям действительно посветлело. Не дождавшись, однако, настоящего солнца, организаторы эксперимента поспешили выключить генератор. В том, что за прошедшую неделю интерес к результатам опыта не угас, виновата погода. Стоит выглянуть в покрытое каплями тумана окно, как сам собой рождается вопрос: когда уже белорусы смогут, скинувшись на ионизаторы, днем устраивать себе солнечное бабье лето, а по ночам любоваться звездными дождями?! В поисках ответа на этот вопрос «НГ» отправилась в Институт физики имени Б.И.Степанова Национальной академии наук Беларуси.

В Москву, за люстрами?

Если верить российским интернет-источникам, на создание разгоняющей облака люстры Чижевского ушло несколько лет и полтора миллиона российских рублей.
По идее, овчинка выделки стоила: если дожди и туманы сказываются больше на настроении горожан, то обильные снегопады опустошают бюджет мегаполиса. По сведениям мэрии Москвы, за сезон в городе выпадает до 2,5 метра снега. Тысячи единиц техники всю зиму собирают и вывозят на свалки холодные грязные комья. В спровоцированных снегопадами заторах простаивает транспорт, а от соляных смесей, которыми посыпают тротуары, гибнет скудная городская растительность. В белорусских городах ситуация пока не столь остра, но и нашим местным властям стоит задуматься о перспективе.
Правда, есть небольшая проблема: наблюдавшие за ходом московского эксперимента ученые и журналисты так и не увидели солнца. Слегка прояснившееся небо можно объяснить и не зависящими от человека причинами: светлые минуты бывают и в самые дождливые дни. А реально ли было вообще при помощи люстры выгнать из города непогоду?
По словам ученого секретаря Института физики НАН Беларуси кандидата физико-математических наук Романа Шуляковского, действие ионизатора Чижевского основано на описанном в школьных учебниках эффекте ионизации. С любого острия, будь то иголка кактуса либо металлическая игла, “слетают” заряды, превращая некоторую часть молекул воздуха в ионы. Эффект этот, однако, незначительный: в том, что над пустынями не идут дожди, виноваты вовсе не кактусы.
— Авторы новшества утверждают, что ионы создадут некую энергию, которая поможет поднять облака на высоту, на которой они рассеются, — рассуждает Роман. — Правда в том, что, если облако действительно удастся продвинуть по высоте вверх — туда, где атмосфера разрежена, оно будет рассасываться. Но сделать это при помощи ионизатора невозможно.
Аргументы собеседника “НГ” таковы: в атмосфере и при выключенных приборах Чижевского всегда есть ионы. Их источники — космические лучи и естественный радиационный фон Земли. Кроме того, человеческая деятельность породила множество приводящих к ионизации эффектов: линии электропередачи, троллейбусные или трамвайные провода создают электрические поля. Поскольку заряд Земли отрицательный, а заряд атмосферы в целом положительный, небольшие вертикальные токи из ионов существуют всегда. Но туч они не поднимают. В этом море ионов еще пара “капель” от люстры Чижевского погоды не сделают.

Ученым все ясно

Организатор эксперимента — ОАО “Московский комитет по науке и технологиям”. Статус открытого акционерного общества явно дисгармонирует с серьезным научным названием.
— Вряд ли эта фирма имеет отношение к официальным структурам российской науки, —объясняет Роман. — Законодательство соседней страны, к сожалению, позволяет дилетантам от науки объединяться и прикрываться звучными названиями. Один из самых ярких примеров — РАЕН, то есть Российская академия естественных наук. Вопреки первому впечатлению никакого отношения к РАН — Российской академии наук — эта структура не имеет. Это просто общественная организация, созданная учредительным съездом в 1990 году.
Беглый поиск в Интернете убедил меня в правоте собеседника: в частности, выяснилось, что академиком РАЕН был  “создатель учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии”, объявивший себя “вторым пришествием Христа” Григорий Грабовой. Ныне бывший академик мотает срок за мошенничество. Вероятно, заодно оттачивает в местах не столь отдаленных свои многочисленные умения — “воскрешать мертвых, телепортироваться, излечивать от СПИДа и рака, а также диагностировать неполадки в электронном оборудовании”...
— Когда псевдонаучные организации предлагают тщеславным людям дипломы и звания, это еще полбеды, — замечает Роман. — Плохо, когда ввиду отсутствия нормальной научной цензуры такие организации напрямую обращаются к власть имущим и получают под свои проекты финансирование. Самое интересное, что доказать бессмысленность их деятельности очень сложно. Организаторы эксперимента с люстрой Чижевского, например, всегда могут выдвинуть контраргумент: если бы не наш генератор, вообще бы проливной дождь пошел!
По убеждению моего собеседника, в Беларуси человек с идеей люстры Чижевского, скорее всего, не получил бы финансирования. У нас принято отправлять проекты на научную экспертизу, причем, когда речь идет о государственных программах, решение принимает не один человек и не одно ведомство — создаются межведомственные экспертные советы.

Я тучи разведу руками

Технология разгона облаков существовала еще при Советском Союзе и успешно применяется сегодня в Беларуси и России накануне больших праздников.
Если тучи при помощи авиации оросить специальными
аэрозолями, крупные капли дождя выпадут еще на подступах к городу. Правда, удовольствие это дорогое, поэтому белорусы не часто позволяют себе гарантированное солнце. Неужели белорусским физикам нечего добавить к известной технологии?
— А что вас, собственно, не устраивает в нашем климате? — вопросом на вопрос ответил Роман Шуляковский. — Вполне комфортно живем, не замерзаем и не изнываем от жары. Картошка вымокла? Ничего, на следующий год уродит. Править экосистему опасно: последствия могут быть непредсказуемыми, поэтому в планы Всевышнего мы не пытаемся вмешиваться. Иное дело, что лидарная станция Института физики Национальной академии наук входит в европейскую лидарную сеть и созданную по нашей инициативе лидарную сеть стран СНГ. Мы обмениваемся информацией по трансграничному переносу загрязнений и в точности знаем, чем дышит каждый житель страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter