В Минске после почти четырехнедельного перерыва продолжился суд по делу бывших топ-менеджеров Белгазпромбанка

Вынужденная пауза была связана с заболеванием одного из членов состава суда. Самое крупное коррупционное преступление – всего группой поэтапно было получено более 31 млн рублей – рассматривает коллегия Верховного Суда.


В деле восемь обвиняемых. Ключевая фигура – бывший председатель правления банка Виктор Бабарико начиная с 2004 года постепенно впутал в эту криминальную историю еще семь человек. Семеро фигурантов, в том числе экс-глава банка, находятся под стражей, один – под домашним арестом. Процесс проходит в открытом режиме.


Сегодня суд продолжил оглашать обвинение фигурантам. Дело достаточно объемное – почти 120 томов. Каждому из восьми участников преступной группы предъявлено обвинение в зависимости от их роли и продолжительности участия в незаконной деятельности, а также от сумм персонально полученных «благодарностей». Виктору Бабарико предъявлено обвинение в получении взяток и легализации (отмывании) средств, полученных преступным путем в особо крупном размере. Его замы Сергей Шабан, Александр Ильясюк, Кирилл Бадей, Дмитрий Кузьмич, а также бывшие заместители Алексей Задойко и Сергей Добролет обвиняются в получении взятки. Учредителю ООО «Активлизинг» Виктору Кобяку инкриминирована дача взятки в крупном размере.


Судя по озвученному ранее в суде, преступные схемы строились в несколько этапов. Были у бизнесменов Харлановича и Геращенко три компании, среди которых – «ПриватЛизинг». У каждой свой профиль, каждой требовались выгодные кредитные ресурсы. Их предложили в Белгазпромбанке при условии, что часть прибыли придется отдавать банковским работникам. В состав соучредителей этих компаний включили латвийскую фирму, подконтрольную экс-руководителю банка. Это нужно было для того, чтобы избежать задержания с поличным при передаче денег из рук в руки. Так под видом дивидендов на счета этой фирмы годами переводились суммы взяток. Затем деньги выводились на офшорные фирмы – личные кошельки участников преступной группы.



В аналогичные рамки, говорится в обвинении, был поставлен еще один коммерсант, Кобяк. В 2008 году зампредседателя правления Кузьмич поставил условие руководителю ООО «Активлизинг» о передаче взятки за сотрудничество с банком. Взятку обставили как продажу части долей супругов Кобяк в уставном фонде «Активлизинга» эстонской компании (подконтрольной Бабарико и Кузьмичу) за символическую сумму. Затем на счета компании под видом распределенной прибыли систематически поступали взятки должностным лицам банка.

Так строилось сотрудничество до 2016 года, пока деятельностью банковских работников не заинтересовались правоохранительные органы. Тогда в одной из ячеек банка нашли любопытный документ – с информацией об элементах названной преступной схемы. Тут уж глава банка сменил тактику: заменил первоначальные инструменты на другие, при этом коммерсанты продолжали обналичивать деньги и приносить их ему либо другим участникам группы прямо в рабочие кабинеты.


В суде назывались суммы взяток: более 5 млн 200 тысяч евро, не менее 7 млн 400 тысяч долларов, почти 8,5 млн рублей плюс сумма в валюте, эквивалентная более 8 млн рублей. Всего преступной группой поэтапно было получено более 31 млн рублей. Лично бывшим главой банка – 2,5 млн долларов.


Также в суде прозвучали названия некоторых фирм-кошельков, используемых обвиняемыми для вывода денег (взяток). Интересно, что счета у этих компаний были открыты в печально известном ABLV, прогремевшем на весь мир в связи с причастностью к отмыванию огромных сумм и финансированию терроризма. Что характерно, после начатого финансовыми органами США расследования в отношении банка лидер преступной группы стал резко менять схемы вывода денег. 






С учетом следственной практики прошлых лет, уголовное дело бывших топ-менеджеров "Белгазпромбанка" не содержит чего-то принципиально нового, необычного. По сути, это классическое получение взяток. Такую оценку делу дал ветеран органов следствия Пётр Редько.






Почему по «делу Белгазпромбанка» оппозиция упорно называет черное белым, связывая обычный криминал с политикой?

Бабарико сменил гражданство? или Почему евродипломаты ходят в белорусский суд как на работу?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter