В Минске эксперты обсудили импортозамещение и инновации в стройотрасли

Во время конференции «Инновации строительного рынка Беларуси: импортозамещающие материалы, технологии, решения» в Доме прессы руководитель ООО «Лаборатория сертификационных и независимых технических испытаний СИНТИлаб» Михаил Мордич отметил, что потенциал у отечественных производителей в изготовлении импортозамещающей продукции есть. Но вопрос с его реализацией остается открытым.

Фото из архива "СБ"

– Вопрос импортозамещения за последние полгода активных санкций все же не решен. В нашей стране произошло замещение западного импорта на восточный.

При этом эксперт заметил, что у ряда предприятий есть идеи по перевооружению своего производства, направленные на выпуск импортозамещающей продукции. Некоторые из них готовятся к выходу на российский рынок, чтобы занять там ниши, которые освободились.

– Процесс идет. Его сложно оценить статистически. Во многих отечественных материалах присутствует львиная доля зарубежных элементов. У нас есть импортозамещение в этом сегменте, но оно неявно выражено.

Среди успешных примеров предприятий, которые перестроились на работу на внешний рынок, эксперт назвал завод железобетонных изделий УП «Минскметрострой». Заместитель директора по техническому развитию предприятия Александр Устинович рассказал, что до 2020 года производство было ориентировано на нужды строительства метро.

– Под это направление разрабатывалась и вся наша продукция. После этого мы начали модернизацию, стали закупать новое оборудование и ориентироваться не только на свои предыдущие задачи, но и на частное строительство. Сделав анализ производителей Беларуси и России, мы выбрали для себя производство железобетонных безнапорных труб, колец для колодцев. Под эти нужды было закуплено оборудование для арматурного и бетоносмесительного цеха. Сегодня мы стараемся увеличивать долю сторонних заказов.

Александр Устинович также сообщил, что предприятие производило оценку рынка России, которая показала, что в данном сегменте по производительному технологичному оборудованию есть конкуренты только в Москве.

– Сегодня мы ведем переговоры с российскими заказчиками. В этом году отгрузили первые поставки на данный рынок. Дальше будем наращивать.

В свою очередь, заведующий кафедрой «Строительно-дорожные машины» БНТУ Антон Вавилов отметил, что парки строительной техники страны требуют обновления.

– Для решения этого вопроса нужно руководствоваться принципами создания и приобретения техники под современные и перспективные технологии и материалы. Также необходимо создавать и приобретать многофункциональное шасси с большим набором легкосъемного рабочего оборудования различного назначения. В этом будет большой выигрыш. Ряд отечественных предприятий уже идет в этом направлении.

Он также отметил, что целесообразно создавать машины, совмещающие выполнение нескольких технологических операций.

– При этом такая техника должна удовлетворять экономическим, экологическим, эргономическим и дизайнерским требованиям. Хочу отметить ряд белорусских предприятий, которые работают в этом направлении. Среди них ООО «Дорэлектромаш», которое создало маневренное многофункциональное шасси. В СП «СВЯТОВИТ» ООО сделали экскаватор-планировщик с телескопической стрелой, а в ОАО «МТЗ» – шасси и рабочее оборудование.

Антон Вавилов также отметил, что часть из этой продукции уже реализуется в Россию, Казахстан, Прибалтику, поскольку техника конкурентоспособная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter