В Минске дороги не будут посыпать сахаром

Сладко не будет. Зимой дороги приправят солью
О новой антигололедной смеси из отходов сахарной свеклы, разработанной белорусскими учеными, трубили долго и громко. Еще бы, по всем характеристикам она должна была положить конец применению едкой соли, разъедающей обувь пешеходов и кузова машин. Однако дальше сообщений о чудо-средстве дело пока не пошло. Сейчас им посыпают только тротуары, да и то далеко не везде. Дороги страны по-прежнему утопают в соляно-песчаных смесях. Как же так?


В ноябре первый заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Кухарев рассказал представителям СМИ, что противогололедная смесь на основе мелассы, которую начали использовать в Минске прошлой зимой, зарекомендовала себя с хорошей стороны: "Самое главное преимущество реагента в том, что он не вызывает коррозию металла. Поэтому мы планируем расширять сферу его применения. Постепенно реагент заменит стандартные соляно-песчаные смеси, которые приносят определенный вред окружающей среде".

Дорожники этот оптимистичный прогноз не поддержали. Они утверждают, что пока для них использование нового реагента невыгодно с финансовой точки зрения, ведь соляно-песчаные смеси в 2 - 3 раза дешевле. Юрий Кирченко, начальник управления технического надзора "Белавтодор", рассказал, что сегодня на дорогах в качестве противогололедных смесей используют соли (Галид А и Галид Б), а также соляно-песчаные смеси в разных соотношениях. Республиканские трассы посыпать какими-либо новыми реагентами тоже не планируют, но Кирченко уверен, что новая разработка все-таки заслуживает внимания: "Надо попробовать новую смесь, увидеть, как она покажет себя на практике, а пока на нее нет даже национального стандарта". В "Горремавтодоре" Мингорисполкома рассказали, что в этом году в Минске вообще не будут применять "ХИК" - так называется реагент из мелассы, отходов переработки свеклы. Это невыгодно, да и его "работа" минувшей зимой специалистов не впечатлила.


Жилищно-коммунальные службы взяли на вооружение "ХИК", но крайне осторожно. Так, например, в Московском ЖРЭО рассказали, что закупили в этом году по 3 тонны "ХИКа" и его разновидности - "ХАКа". Это немного по сравнению с объемами соляно-песчаной смеси, которой на сезон заготовили гораздо больше. В прошлом году организация также экспериментировала с реагентом из мелассы, однако неудачно: тот превратился в комки и утратил сыпучесть.

В Советском ЖРЭО рассказали, что используют "ХИК" и "ХАК", но лишь для тротуаров и дорожек. "Чем больше движения, тем лучше смесь втаптывается в снег, тем лучше эффект", - заметила Алла Ижевская, заместитель директора по благоустройству и санитарному содержанию жилищного фонда Советского района. При этом жильцы, не видя привычного песка на снегу, часто возмущаются, что, мол, дорожки не обработаны: "Приходится много объяснять, что это новый реагент и он белого или чуть розоватого цвета".

*  *  *

Предприятие, которое занимается производством "ХИКа", заявило, что по сравнению с прошлым годом количество заявок на приобретение противогололедной смеси с антикоррозионной добавкой заметно увеличилось. Яна Габрусева, начальник бюро технологической подготовки производства ГП "Жилкомплект", уточнила, что для ее распределения на дорогах и тротуарах применяются те же приспособления - машины-пескораспределители, совки и т.п., а основными потребителями все-таки являются ЖРЭО и ЖЭСы Минска. Приобретают противогололедный реагент организации, которые сами следят за содержанием своих территорий: магазины, больницы, поликлиники, администрации. 

isaenok@sb.by

Фото Александра Ружечка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter