В Международный день театра белорусский композитор Олег Ходоско рассказал, как сочинить балет за три месяца

У композитора Гаэтано Доницетти однажды спросили, правда ли, что Россини сочинил оперу «Севильский цирюльник» за две недели. «Да, это правда! – горестно вздохнул Доницетти. – Все знают, что маэстро Россини очень долго пишет!»

Сам Доницетти за 26 лет творческой жизни написал 68 опер, Россини – 39, Гендель – 40 опер и 32 оратории, не говоря уж о мелочах вроде сюит и концертов.

Среди наших композиторов тоже есть мастер, удивляющий количеством и качеством написанных сочинений. Это Олег Ходоско. 

Фото: musicaltheatre.by

В репертуаре Государственного музыкального театра пять постановок с его участием. Это мюзикл «Шалом алейхем! Мир вам, люди!», балет «Титаник», балет «Вишневый сад» по Чехову, в котором музыка Ходоско звучит наряду с музыкой Георгия Свиридова и Петра Чайковского, музыкально-драматический спектакль «Жизнь и смерть Янки Купалы», а в июле к ним присоединится еще и «Комедия». Плюс «Дюймовочка» в балетной школе Марины Вежновец и «Зал ожидания», который несколько лет шел на малой сцене Большого театра Беларуси. И, конечно, «Золушка», с которой получилась совсем уж удивительная история.

Фото: Юлия Андреева

– В 2005 году мой друг балетмейстер Раду Поклитару ставил в Латвийской национальной опере балет Прокофьева «Золушка», – рассказывает Олег Ходоско. – Но контракт с Фондом Прокофьева почему-то подписан не был. Прошло всего три спектакля, и фонд потребовал снять «Золушку» с репертуара. Это очень жесткая организация. Даже у Григоровича были проблемы по постановке «Ивана Грозного». Что делать? Обидно, да и деньги на постановку потрачены немалые. И тогда обратились ко мне с просьбой написать музыку на уже готовую хореографию. 

В оправдание Фонду Прокофьева надо сказать, что латвийская «Золушка» была весьма далека от сказки Шарля Перро. Действие перенесли в наши дни, а главную героиню превратили в уборщицу то ли в кафе, то ли где-то еще похуже. 

Но, чтобы выручить театр, Олег Ходоско отважно взялся за работу, которая любому другому композитору показалась бы невыполнимой.

– У меня было видео, я выключал звук и писал через компьютер, – рассказывает Олег Игоревич. – На эту работу у меня ушло три с половиной месяца. 

А ведь продолжительность «Золушки» ни много ни мало 155 минут, и в спектакле беспрерывно звучит музыка!  Выручает то, что композитор пишет партитуры начисто, без клавира.

– Нашумевший спектакль пережил новое рождение с музыкой, написанной белорусским композитором Олегом Ходоско, – написал на сайте «Погружение в классику» известный российский музыкальный блогер Олег Нео. – Новая музыка вполне органично влилась в спектакль. В ее звучании нет ничего вызывающего, это не какой-нибудь шокирующий авангард.

Тем удивительнее, что в Большом театре Беларуси вот уже десять лет идет «Золушка» с музыкой Прокофьева, а не Ходоско. 

Фото: musicaltheatre.by

В аварийных условиях сочинялся и балет «Титаник». 

– Музыка изначально заказывалась другому композитору, – рассказывает Олег Игоревич. – За пять месяцев до премьеры стало понятно, что с работой он не справился, и премьеры не будет.  Обратились ко мне, и я за три с половиной месяца написал музыку. Работал как одержимый! Сочинив очередной номер, отправлял его балетмейстеру и дирижеру, они присылали мне свои комментарии, я что-то исправлял, переделывал… Премьера «Титаника» состоялась 12 июля 2018 года, а последнюю сцену я дописал и отправил в районе 20 июня.

Фото: musicaltheatre.by

При этом Ходоско скромно умалчивает, что одновременно шла работа над грандиозным спектаклем «Жизнь и смерть Янки Купалы», премьера которого в том же Музыкальном театре состоялась чуть раньше – 28 июня. 

– Первоначальное либретто «Купалы» писал я вместе со сценографом Ильей Подкопаевым, – признается композитор. – Потом оно не вошло в спектакль. У нас была история любви, «Юнона и Авось» в белорусском варианте. 

А потом в портфеле театра появилась трагическая пьеса Делендика, и именно ее взяли в работу. 

– Прежде чем что-то писать, нужно было определиться с жанром, – рассказывает Ходоско. – Хотелось сделать то, чего у нас никогда не было на сцене, чтобы этот спектакль не был похож ни на какой другой. И тогда режиссер-постановщик Михаил Ковальчик обронил такую фразу: «Этот спектакль должен быть как реквием». И именно так у нас и получилось.

Олег Игоревич Ходоско родился в Алма-Ате, учился в Белорусской государственной консерватории в классе профессора Анатолия Васильевича Богатырева. В 2002 году за Симфонию № 1 «Покаянная» и ораторию «Всенощное бдение» был удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Беларусь. Много пишет для хора, для симфонического оркестра, но театр – особенная и очень важная часть его жизни. 

– Чем мне нравится театр? – размышляет он. – Тем, что он заставляет композитора все время меняться. К примеру, предложили мне написать музыку к спектаклю по мотивам «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, а я из еврейского фольклора знаю три песни. Пришлось самому придумывать свое представление о еврейской музыке. В «Титанике» тоже были свои трудности – там есть разделы, выдержанные в стиле симфо-техно.

Фото: Юлия Андреева

На вопрос о любимом театре отвечает с улыбкой:

– Любимый театр тот, который интересуется моим творчеством!

Таких театров в стране всегда было немало, и не только музыкальных. Ходоско много работал и с Купаловским театром, и с уже подзабытым у нас Ридом Талиповым.  О нем говорят «потрясающий композитор». И лучшие его работы, я уверена, еще впереди.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter