Квартирный вопрос: какие подводные камни могут возникнуть на пути к новоселью у многодетных семей?

В метре от жилья

Государством гарантированы льготы для многодетных семей в решении жилищных вопросов. Но иногда претенденты на льготные метры оказываются в противоречивых ситуациях: с одной стороны, жилищные условия улучшать нужно, с другой — формально право на господдержку они уже утратили. Почему так получается и как этого избежать? На примере непростой проблемы оршанки Ирины Чабан в нюансах жилищных хитросплетений разбиралась журналист «Р».

Тот самый домик в деревне.

Лишняя площадь

Когда в семье Ирины появился третий ребенок, решили: пора уходить из родительского дома и обзаводиться собственным жильем. Тем более что государство гарантировало и субсидию, и льготный кредит на строительство. На семейном совете обсудили планы и пришли к выводу, что пока молодая семья особым достатком не располагает, дети еще маленькие, на первое время хватит однушки. На том и порешили. Правда, даже при столь скромных запросах и выделенной субсидии в первый год выплаты первоначального взноса и кредита, признается Ирина, им пришлось непросто:

— Потом, конечно, стало легче. Но в 2014 году я снова забеременела, и речи о том, чтобы рожать или не рожать, даже не было — дитя было желанным. Да и старший сын уже достиг совершеннолетия. А тут как раз муж получил наследство в одном из агрогородков Могилевской области. Пока я в декретном, решили поехать туда. Жилье, конечно, оказалось не ахти. И часть рам пришлось заменить, и полы постелить. Тем не менее прожили там несколько лет. Когда поняли, что в агрогородке ни для нас, ни для наших деток перспектив не найдешь, а младшей Светланке исполнилось три года, и мне нужно было выходить на работу, вернулись в Оршу. 

В городе многодетная семья поняла: пора расширяться. Места на пятерых (сын уже ушел из семьи) категорически не хватает. Стали на учет нуждающихся и на работе, и в горисполкоме. Причем были включены в отдельный список как многодетные. Вскоре получили приглашение на строительство. Но как только стали собирать документы, выяснилось: с учетом домика в деревне квадратных метров в семье предостаточно. Даже лишние имеются. Так что ни о каком субсидировании речи быть не может… 

Что делать? Продать деревенскую усадьбу? Но с точки зрения закона это трактуется как намеренное ухудшение своих жилищных условий. Уехать опять в агрогородок? Но в Орше у обоих родителей неплохая, хорошо оплачиваемая работа. Здесь пятнадцатилетняя Кристина, тринадцатилетняя Полина и четырехлетняя Светлана имеют все условия для своего развития, посещают кружки и секции. А что там? Сейчас вся семья ютится в однокомнатной квартире
Фото из архива семьи

Единственный вариант решения проблемы сразу же подсказали в Оршанском райисполкоме: многодетной семье нужно обратиться с просьбой в Горецкий райисполком и передать им на безвозмездной основе в коммунальную собственность свою недвижимость. То есть подарить, чтобы избавиться от лишних метров. А здесь, в Орше, семье Чабан окажут господдержку в строительстве квартиры. 

Подарок не подходит

Чтобы подарить наследство, его практически нужно перестроить.

— Мы сразу же поехали в Горки, — рассказывает Ирина свою эпопею. — Там намекнули, что подарок не очень-то желателен: в районе много таких пустующих домов и квартир. Но комиссию собрали и наш дом обследовали. А потом посоветовали сначала привести его в порядок, то есть отремонтировать. По самым скромным подсчетам, это потребует неподъемных для нас средств, — сетует многодетная мама. И признается: — Да, теперь мы понимаем, что нужно было изначально не вступать в права наследования, но… Думали, что приживемся. А если честно, даже не догадывались, чем это может обернуться в будущем. Теперь вот снова пошли по инстанциям, побывали на личных приемах у руководителей, где это только было возможно. И вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. В Оршанском райисполкоме для нас уже забронировали двушку в строящемся доме.

Увы, надежды на скорое новоселье более чем призрачные: если могилевчане наотрез откажутся от дома дарителей — тесниться семье, как и ныне, в одной комнате. В подтверждение этого — недавнее письмо, полученное из Горок. В нем перечисляются объемы работ, которые нужно выполнить: около десятка пунктов. В том числе восстановление штукатурки цоколя и фасада, отмостки, крыльца, дверных откосов, пола, внутренняя отделка, ремонт стропильной системы и даже очистка шифера от мха, а в случае необходимости — замена кровли. Судя по описанию недостатков, дом практически нужно перестроить заново. Кроме того, предстоит узаконить или снести неизвестно кем и когда самовольно возведенные на участке баню, сарай, пристройку к дому. А когда все будет сделано, мол, к вопросу передачи в дар наследства можно будет вернуться. Ирина Чабан акцентирует внимание: 

— Получается, что мы сделаем ремонт, вложим последние деньги, а жилье могут все равно не принять? Не проще ли его снести? Тоже безвозмездно… Хотя интересно получается: дом находится в хорошем месте, и к нам по телефону обращаются желающие его купить в нынешнем состоянии, без ремонта. Вот только мы продавать права не имеем. Почему бы горецким специалистам не изучить покупательский спрос и не пойти нам навстречу? 

В чем выход?

Заместитель председателя Оршанского райисполкома Константин Селиванов всей душой сочувствует многодетной семье Чабан, но отмечает:

— На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у нас состоят около 400 многодетных семей. Свыше 250 из них выразили желание строить жилье в многоквартирных домах. Благодаря быстрым темпам стройиндустрии, которые стали возможны после принятия беспрецедентной на сегодняшний день Программы развития Оршанского района, до конца года мы сможем всех их обеспечить жильем. К сожалению, ситуации, когда у многодетных семей, явно нуждающихся в улучшении жилищных условий, вдруг обнаруживаются практически непригодные метры, полученные когда-то по наследству, далеко не редкость. Только в нашем районе ежегодно с таким неприятным сюрпризом сталкиваются десятки людей. Дело в том, что при постановке на учет нуждающихся в расчет берется та жилплощадь, которой семья обладает именно в данном населенном пункте. А при самом строительстве учитываются все метры, находящиеся в собственности гражданина в целом по Беларуси. Вот так и получается: домик, подаренный бабушкой, пустует где-то в Брестской области, а человеку откажут в льготном субсидировании энного количества метров жилплощади в Орше...

Что касается семьи Чабан, мы можем помочь им только после того, как Горецкий район безвозмездно заберет дом в агрогородке на свой баланс или признает его непригодным для проживания. 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter