В масштабе один к одному

Так сложилось, что в последние годы государство больше внимания уделяло формированию органов исполнительной власти.
Так сложилось, что в последние годы государство больше внимания уделяло формированию органов исполнительной власти. Что вполне оправданно - была необходимость стабилизировать экономику. Сегодня экономический прогресс очевиден. Однако перевес в пользу "вертикали" привел к тому, что вопросы, которые находятся в ведении местных властей, зачастую приходится решать чуть ли не на самом высоком уровне. Сегодня вопрос перераспределения и уточнения функций и полномочий республиканских и местных органов власти все более актуален.

Несмотря на то что институт местного управления и самоуправления закреплен в Конституции, ясности в его четком функционировании нет до сих пор. Разрабатывается несколько вариантов реформирования. Над одним из них работает заведующий кафедрой политологии и права Белорусского государственного педагогического университета доктор исторических наук Василий Шинкарев. В Беларуси, считает он, благодаря сохраненной системе Советов, есть хорошая основа для полноценного развития местного самоуправления.

- Нам нужно пересмотреть отношение к самому понятию "местное самоуправление", - говорит Василий Васильевич. - У многих исследователей, да и у практических работников сложилось впечатление, что местное самоуправление не должно вмешиваться в сферу государственных отношений и наоборот. Так, к примеру, записано в Конституции РФ, принятой при Борисе Ельцине. Но к чему это привело? В некоторых случаях почти к полной потере управляемости отдельных регионов, разрыву связей с федеральными структурами. Такой подход для нашей небольшой страны чреват непредсказуемыми последствиями. Все, что находится на территории государства, должно работать в одном ритме. При этом между государственными и местными органами могут и должны сложиться принципиально иные отношения.

Но решительно и кардинально менять сложившуюся систему в надежде на то, что новая будет более совершенна, конечно же, неразумно. Поэтому в проекте концепции реформирования местного самоуправления предлагается (в виде эксперимента) опробовать ее жизнедеятельность в отдельных районах разных областей.

В.Шинкарев считает, что вводить местное самоуправление нужно постепенно, по мере готовности того или иного района. Но какой же должна быть белорусская модель? Однозначного ответа, увы, нет. Как, впрочем, нет и сомнений, что решать многие местные вопросы - наведения порядка во дворах, озеленения улиц, заливки катков, ремонта детских площадок - граждане могут сами.

В Минске благодаря деятельности комитетов общественного территориального самоуправления, существующих в ряде районов столицы, вопросы бытового характера не так остры, как в провинции. ЖСК, ГСК - это фактически те же общественные структуры, которые решают проблемы жителей данного кооператива или автолюбителей. И образцово-показательные дома - вовсе не пережиток прошлого, а подтверждение: многое можем решить сами.

В Брестской и Гродненской областях не первый год существует институт сельских старост. Избираются они из числа наиболее авторитетных жителей деревни и помогают разбираться с самыми разными проблемами - от постройки колодца до доставки продуктов на отдаленные хутора. Не забыли в западных регионах и времена, когда многое делалось толокой.

Привести систему местного самоуправления в соответствие с современными требованиями. Разгрузить центральные органы госуправления, снять с них мелкие вопросы, которые могут решаться на местах. Такие задачи поставил Президент на съезде депутатов Советов.

- Сложившаяся в стране система в основном обеспечивает управляемость всеми структурами власти, потребность населения в реализации насущных проблем, - говорит начальник управления по взаимоотношениям с органами местного самоуправления Администрации Президента Анатолий Руденко. - И речь не о том, чтобы ломать ее на корню, а реформировать эволюционным путем, совершенствовать и укреплять. К примеру, сельские Советы сегодня являются той основой, которая работает непосредственно с гражданами. В каждой деревне, поселке или городе они призваны решать весь круг проблем, которые волнуют людей, - от выдачи элементарных справок до благоустройства села и каждого подворья. Целесообразно создание при них хозрасчетных предприятий, обеспеченных техникой для оказания помощи сельчанам во вспашке приусадебных участков, уборке урожая, заготовке дров и т.д. Необходима и подвижная система сбора местных налогов, позволяющая максимально наполнить районный бюджет, с тем чтобы использовать его часть для нужд региона. Только комплексное решение задач, когда в деле будут задействованы и госпредприятия, и структуры бизнеса, даст возможность усилить органы самоуправления, - считает Анатолий Руденко.

Сегодня, повторю, экономическая ситуация такова, что позволяет с оптимизмом смотреть в завтрашний день. Как сделать его лучше? Один из ответов - в реформировании местного самоуправления.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter