«В мае 45-го война не закончилась»

Так вспоминает Алексей Скрябин, участвовавший в боях с квантунской армией

«В мае 45-го война не закончилась» — вспоминает Алексей Скрябин, участвовавший в боях с квантунской армией

Когда началась война, мы, школьники старших классов, шли в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную армию. В то время показывали замечательный кинофильм «Три танкиста» и практически все мальчишки хотели попасть в танковые войска. Но я попал во II Ленинградское военное училище и стал курсантом-пехотинцем.

Хорошо помню свой первый день на передовой. Весной 1943 года в звании сержантов нас, вооруженных славными боевыми автоматами ППШ, отправили на фронт, выдав накануне гранаты, патроны и сухой паек. Это было под Ельней Смоленской области.

Перед наступлением наше подразделение сменило усталых, много дней державших оборону, солдат. На душе было тревожно. Ночью заснуть не мог, какой уж сон в траншее в ожидании первой атаки. О многом тогда передумал: вспоминал детство, маму, сестер Тасю и Нюру, школу, одноклассников, отца, который умер в сороковом. Все это представлялось в тот момент каким-то очень далеким и нереальным.

Перед рассветом нам привезли завтрак. Бывалые воины поддерживали нас, молодых сержантов, как могли: шутили, рассказывали анекдоты, прекрасно понимая наше состояние. А мы по-прежнему напряженно ждали сигнала. И все-таки красная ракета появилась неожиданно. После краткого артиллерийского налета мы ринулись на вражеские окопы. Слева кто-то вскрикнул и упал, у товарища справа на руке выступила кровь. Автоматные диски расстреливались один за другим. Силы иссякли, но передышка наступила только к вечеру. Чтобы получить хоть какую-то разрядку после перенесенного стресса, каждый рассказывал о том, что пережил за время боя. Кто-то в упор убил фашиста, кто-то вышел живым из рукопашной…

Потом было ранение и лечение в госпитале, а после — бои за освобождение Витебской области. Помню, как после одной из коротких стычек с противником в каком-то перелеске мы увидели, как навстречу нам из леса бегут дети. Потом из землянок стали вылезать старики и старушки. Они обнимали нас, плакали, трогали наши погоны. И мы, несмотря на то что уже повидали много всякого, радовались вместе с ними и плакали.

Война для меня не закончилась и в мае 1945-го. После обучения в Приморском крае, в незнакомых, невероятно трудных для нас условиях гористой местности, жары и удушающей влажности, 9 августа наш 852-й стрелковый полк перешел границу с Китаем, чтобы выбить оттуда японских милитаристов. Так что вздохнули мы свободно лишь после капитуляции японской императорской армии. Вот это и была полная и безоговорочная Победа.

-----------------------------------

От редакции

Автор письма полковник Советской армии в отставке Алексей Федорович Скрябин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и «За победу над Японией».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter