В людях

После университетов начинается новая жизнь
...Максим — могилевчанин. Но эту зиму городскому пареньку придется встречать в деревне. Почти в трехстах километрах от родного дома... Его нынешнее жилище сильно отличается от того, к которому он привык. Какие удобства в деревне? Пробует растапливать печку, выясняет у соседей, где можно в баньке помыться... Он неисправимый оптимист и немного романтик. Поэтому, не унывая, пробует рубить дрова и учит своих первых в жизни учеников. Молодого специалиста М.Придыбайло, преподавателя русского и белорусского языков, после Могилевского госуниверситета имени А.Кулешова распределили в деревню Осово Солигорского района...

Два года выпускник–бюджетник должен отработать по распределению. Иначе изволь вернуть государству деньги, потраченные на твое высшее образование. Суммы эти в зависимости от вуза разные, но одинаково круглые. В среднем стоимость одного года обучения в Беларуси — 1.700 долларов. Умножьте на пять. Тем, кто не согласен с такой жесткой, но справедливой постановкой вопроса, можно посоветовать только одно: вспомнить лица тех абитуриентов, которые сдавали экзамены вместе с вами, но им для поступления не хватило баллов. Уж они–то с удовольствием бы заняли ваше место. Собственно, о чем это я: дискуссия на данную тему в обществе уже умерла. Перелом в сознании ребят и их родителей произошел. Да и строгость закона возымела свое действие. В Министерстве образования мне рассказали, что подавляющее большинство молодых специалистов этого года добралось до места работы и уже приступило к своим обязанностям (еще 2 — 3 года назад наблюдалась ситуация, когда четверть выпускников просто не доезжала до места распределения). Сейчас, на мой взгляд, куда более актуален другой вопрос: все ли сделано для того, чтобы молодой специалист мог нормально жить и работать там, где требуются его знания и навыки?

...Деревня Осово в Солигорском районе Минской области — «середнячок»: дворов 200. Самая обычная сельская начальная школа — с некомплектными классами. Приехать сюда на работу согласится не каждый выпускник. Максим Придыбайло отважился. «Какой–никакой, но выбор у меня был», — говорит он.

У меня совершенно нет цели слагать гимны безумству храбрых. Да и мой новый знакомый вовсе не такой. В деревенской школе он не только учитель, но уже и завуч по учебно–воспитательной работе. Перспектива есть. Однако его планы на будущее через два заветных года — загадка и для него самого. «Конечно, все будет зависеть от того, как пойдет работа... Но поймите меня правильно, все может измениться, когда я решу обзавестись семьей. Работа, жилье, достойная зарплата — все это, конечно, важно. Но не менее значима и другая сторона жизни. Я хочу после школы сходить в театр, в кино, на футбол. Просто посидеть с девушкой в кафе...»

Когда мы уже прощались, Максим рассказал, что вечерами от недостатка общения спасается Интернетом. На одном из сайтов он задумал даже организовать форум под названием «Ссыльные учителя». Ему самому эта грустноватая шутка очень нравится...

Быль о правах

Слышал неоднократно: никто не отправляет выпускников работать туда, куда они не хотят. И во время распределения вузы стараются учитывать все их семейные и жизненные обстоятельства. А принимающая сторона — местные власти — берет на себя обязанность помочь ему устроить свою жизнь. Получив направление на работу, выпускник может рассчитывать на определенные социальные гарантии, например, право на получение жилья. Другой вопрос: что считать нормальным жильем? Ветхий дом в деревне? Или бокс в больнице, высвобожденный для молодого врача, приехавшего в провинцию на работу из столицы? Вопросы возникают...

«Местные власти не всегда идут навстречу, — говорит проректор по учебно–воспитательной работе Могилевского государственного университета имени А.Кулешова Николай Бузук. — Я понимаю, что сразу мы не в состоянии обеспечить все потребности молодого специалиста. Хотя, несомненно, для этого делается сейчас немало. Мы видим становление агрогородков, какие условия там создаются. Но, извините, на район таких агрогородков три — четыре. А школы есть и в других селах...»

Если выпускник не был обеспечен нормальными условиями для работы и проживания, он вправе ставить вопрос об этом перед работодателем, перед местной властью. И если положение не будет исправлено, говорит Н.Бузук, вправе даже потребовать открепления.

Молодые специалисты — люди образованные. Они прекрасно знают свои права и обязанности. Но выяснить, сколько выпускников в последнее время обращалось в суды с намерением оспорить направление на работу, мне так и не удалось. Специалисты в сфере образования говорят, что такие случаи были, но они единичны. Судиться — дело дорогое и хлопотное. На это многие не имеют ни средств, ни времени.

Обязанность

или привилегия?

Отработав положенные по закону два года, молодые специалисты не горят желанием остаться там надолго. Причины разные. Кого–то не устраивают карьерные перспективы, но ведь чаще всего элементарная бытовая неустроенность заставляет молодежь уезжать из райцентров и сел. Об этом мы беседуем с председателем Комиссии по образованию Палаты представителей Владимиром Здановичем. «Я понимаю психологию молодых людей, — говорит он. — Но даже если они поработают в течение первых двух лет, это означает пусть микроскопический, но все же шаг вперед для того региона, куда были распределены. Пусть они даже потом уедут. На их место придут другие выпускники. И они уже будут работать в лучших условиях. И так постепенно мы должны вытащить все регионы на нормальный уровень».

Депутат считает, что сегодня проблема оттока молодых кадров из провинции стоит уже не так остро, как раньше. Многое изменилось. Сейчас куда более злободневен вопрос трудоустройства молодых специалистов. «В мой Дрогичинский район в этом году приехали 30 выпускников–педагогов. 20 по распределению: их с большим трудом, но еще устроили на работу по специальности, обеспечив ставкой. А 10 — со свободными дипломами — до сих пор ищут работу...»

Первый парень

В большом городе — большие возможности, с этим никто не спорит. Но кто–то руководствуется и другим принципом: лучше, грубо говоря, быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Найти примеры, что и в провинции можно делать успешную карьеру, профессионально развиваться, оказалось несложно.

Минчанин Дмитрий Лазарь в 2004 году окончил Белорусский государственный медицинский университет. По распределению уехал работать в Воложин. Когда закончились три года работы по распределению, он дал согласие на новый контракт. «Я был принят сразу на должность районного педиатра. Для меня, выпускника медуниверситета, это была огромная ответственность. Но это и отличный старт для профессионального роста, — рассказывает Дмитрий. — Я всегда стараюсь трезво оценивать ситуацию. Мне необходим был опыт работы, и я понимаю, что здесь — вдали от Минска — у меня больше шансов его получить».

Каждому — свое. Сегодня этот парень доволен жизнью, настроен оптимистично. Потому что три года назад на новом месте почувствовал себя комфортно. А если бы тогда все было иначе?..

Фото Варвары ЧЕРКОВСКОЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter