В лесу родилась ягодка…

За день на чернике семья может заработать миллион рублей

За день на чернике семья может заработать миллион рублей

Июль. Вдоль оживленных белорусских трасс вовсю цветет придорожная торговля грибами и ягодами. Никого особо не гоняют: чего там, пусть заработают люди какую копейку. Тем более что теперь процесс не так хаотичен: возле деревень и крупных перекрестков есть специальные навесы для продавцов. Но появилась другая проблема: кусаются цены.

— Что вы ценник такой поставили — 22 тысячи за килограмм черники? — слышу недовольство покупательницы в одной из зон отдыха по брестской трассе. — Вы же ее не садите, не поливаете и не удобряете, а берете бесплатно в лесу! Персики и абрикосы, которые везут за тридевять земель, и те дешевле!

Я отчасти разделила ее возмущение. Но не вслух: уж больно воинственно были настроены продавцы. На все призывы снизить цену — один контраргумент: «А вы пойдите и сами соберите».

Действительно: а почему нет? Решила попробовать. Даже если не продам, зато своих денег на ягоду не потрачу.

В идеале выходить в лес нужно на рассвете. Но для меня и 9 утра было подвигом. «Ничего, ягод хватит всем», — самонадеянно подумала я и уселась в автобус. Знатоки подсказали, что ягодным направлением считается логойское. Не отрываю глаз от окна: где есть базары — там и выйду. Но их за час встретилось всего два, и то полупустых. Отлично, меньше конкурентов.

Вышла в Плещеницах, свернула к ближайшему лесу. Советчики не подвели: ягод хватает. Но видно, что до меня здесь кто-то походил. Я с усердием принялась за работу.

Прошло два часа. Батарейка в плеере села, фиолетовые пальцы, ноги болят, плохо разгибается спина. Зато два ведерка из-под майонеза под завязку черникой.

Надо бы выйти на дорогу и найти ближайший базар. Оказалось, до него километра два. Терпимо. Через 20 минут подхожу к спасительному прилавку. Под длинным навесом — 4 женщины. Кроме черники на продажу смородина, малина, даже крыжовник с горохом. Отлично, значит, и мне хватит места.

Но не тут-то было: женщины быстро смекнули цель моего появления и с житейской доходчивостью объяснили, что в неторговый будний день только меня для полного счастья им и не хватало.

Мое жалкое «у меня всего пара литров» их вообще не интересовало. Что ж, обойдусь без навеса. Перехожу на другую сторону и ставлю ведра прямо на дорогу. Скорее всего, безнадежно. Зато удобно наблюдать за жизнью придорожного базара.

Самое время поговорить про то, из-за чего меня и не пустили на базарчик: деньги. Цены на ягоды в этом сезоне действительно немалые. Пол-литровый стакан черники потянет на 7—8, литровая банка — на 14—15 тысяч. Цена бидона, котелка или ведра зависит от размера.

— Тут 9 литров, сынок. Помножь сам на 7 500 за литр, — не отстает от водителя остановившейся «хонды» бабуля. — Сегодня выбирала, свежие! Я ж не машинкой, ты посмотри на руки мои!

Мужчина сдается: под причитания бабули о нелегком труде и удивительные свойства ягоды черника сыплется в пакет.

Путаницу создают и разные меры ягод. Кто-то считает килограммами, кто-то литрами. Но как бы ни взвешивали ягоды, торговаться особого смысла нет: цена станет ниже разве что под вечер, когда быстрее хочется домой. А днем желающие найдутся: ягода по-прежнему в ходу. Чтобы хоть как-то подбодрить расстающегося с деньгами покупателя, продавцы демонстративно насыплют сверху лишнюю горстку. Но что она даст, когда за 10-литровое ведро уже отсчитали 150 тысяч?

Хотя есть и более царские ягоды, на фоне которых черника смотрится подешевле. За пол-литра малины и голубики просят 10 тысяч, за землянику — все 20. Такие цены…

— Ну возьмите хоть вишню по 16! Или вот смородину! По 12 тысяч! — безнадежно пытается остановить уходящую семью продавец.

Коротаю время поеданием черники. Половинки одного ведра уже нет. В самый зной возле меня тормозит «опель»: неужели праздник и на моей улице?

— Девушка, где тут поворот на Околово?

— Не знаю, я не местная… А может, черники возьмете?

Водитель с попутчиком забрали мой скромный товар за 10 тысяч. Это дешевле, чем по ту сторону дороги, у настоящих продавцов. Но мне не жалко. На радостях я отдала им чернику прямо с ведерком. Остатки из второго забрала себе. И с чистой совестью побрела в сторону остановки: все, домой. И больше никакой черники.

Уже по дороге на вокзал встретила семью с полными ведрами.

— Простите, а это вы на продажу?

— Что себе, а что в магазин сдадим, — ответила жительница Плещениц Людмила Гнездникова.

О приемных пунктах при райпо каждого района я была в курсе. Но зачем сдавать в магазин? Ведь выгоднее — продать самим? Как оказалось, это только на первый взгляд.

— В 4 утра выходим из дома: я, муж и две дочки, — рассказывает весь «черничный процесс» Людмила. — И до обеда там. Соберем каждый килограммов по 15 — вот и миллион за день вышел. Чем плохо? Да, тяжеловато. Но есть ведь и похуже труд. Летом оно всегда так — самая работа. А потом дров надо на зиму купить, родителям деньгами помочь, детей в школу собрать. Так что черника нас выручает. Не раз ее зимой добрым словом вспоминаем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter