В лесном лабиринте

Можно ли заблудиться в лесу и не поддаться панике

Корреспондент проверил, можно ли заблудиться в лесу и не поддаться панике

Казалось бы, в Беларуси трудно заблудиться в лесу. У нас не бескрайняя тайга, не джунгли – всегда выйдешь к какой-нибудь деревушке или дороге. Но тем не менее каждый год с наступлением ягодно-грибного сезона десятки людей не могут найти тропинку к дому. Чаще всего за-блудившимися овладевает паника, и поэтому, как говорится, можно и в трех соснах заплутать.

Я решил провести эксперимент: оказаться в незнакомом лесу без специальных приспособлений и, не поддаваясь страху, постараться выйти куда-нибудь, опираясь на знания и твердый рассудок.

Но для начала я встретился с человеком, который знает о выживании в лесу практически все. Сергей Кривов несколько лет организует и участвует в походах команды X-тур: ребята и огонь без спичек добывать умеют, и в дождь одежду в лесу просушить смогут. Внимательно выслушав их советы, с головой окунулся в свою авантюру.

Выбрал Смолевичский район. Еще памятна история, когда в 2007 году три жителя города Жодино отправились на прогулку в здешние леса с лукошками и смогли вернуться домой только при помощи спасателей.

Выехал из Минска ранним утром. Около восьми утра был в Жодино. Поймал попутку. Ехали примерно 20—25 километров в сторону Зеленого Бора. У лесополосы попросил остановить машину…

Сначала я просто шел куда глаза глядят. Шум машин перестал слышать уже через пятнадцать минут. Стал собирать про запас чернику и малину. Но окончательно осознал, что заблудился, лишь тогда, когда вновь наткнулся на дерево с большим желтым грибом на стволе (его ни с чем не спутаешь), которое видел час назад. Понятно: все это время я двигался по кругу.

Встревожившись, начал вспоминать слова Сергея Кривова: в лесу важно определить стороны света и двигаться в одном направлении – так гораздо больше шансов выйти к людям. Вспомнил основные правила ориентирования: по солнцу, по мху на деревьях, который растет с северной стороны, и по муравейникам, которые располагаются к югу от дерева. Солнце было почти в зените, а поэтому понять по нему что-либо не смог. Жилища насекомых я не нашел, а вот мох выполнил роль компаса. Таким образом, я решил двигаться строго на восток.

Шел вперед несколько часов. По дороге собирал ягоды и грибы. Они очень необходимы как пища и влага. Я был уверен, что иду в одном направлении и скоро выберусь к людям, но все-таки лес вселял в меня страх: зловещая тишина, скрип клонящихся деревьев, одинаковые пейзажи, назойливые насекомые. При всем этом донимают голод и жажда. Казалось, начинаю сходить с ума. Чтобы взбодриться, начал петь песни. Они помогают успокоиться и дают шанс, что кто-нибудь тебя услышит. К тому же громкие шумы отпугивают диких животных. Я затянул «Ягоду-малину» и продолжил путь на восток.

Ближе к ночи понял, что выйти к цивилизации сегодня мне не удастся. Нужно было строить укрытие на ночь. Если хорошо оглядеться, то природа сама приготовила все необходимые материалы. Одно из деревьев упало и застряло между двумя елями. Я обложил с двух сторон упавший ствол разными сучьями и накрыл их еловыми ветками. Очистил землю от лишнего мусора. Получился импровизированный шалаш.

Разжег костер. Хорошо, что захватил с собой спички. Использовал кору деревьев. Она горит, как бумага. Когда пламя стало сильным, положил две толстые палки по бокам и одну наверх. Наподобие треугольника. Таким образом можно направить тепло от огня в нужную сторону (этот совет мне тоже подсказали бывалые путешественники).

Пригодился еще один совет: перед тем как ложиться спать, необходимо просушить одежду от пота, чтобы не замерзнуть ночью. Сушил ее не снимая, так как комары не давали и минуты покоя. Лег, укрывшись сухим мхом. Но заснуть оказалось не так просто. Лесная тишина пугает. Постоянно прислушиваешься к каждому шороху, звуку. Все время кажется, что кто-нибудь появится из-за куста. Всю ночь провел с настороженным взглядом возле костра.

На рассвете очень захотелось есть. Начала кружиться голова. Поэтому я решил приготовить собранные сыроежки. Нацепил их на палку, хорошенько прожарил на костре. Когда укусил, из гриба полилась влага. Какой же она показалась живительной в тот момент!

Кстати, по восходу солнца я еще раз убедился в правильности своего маршрута – ведь мне надо строго на восток. Чтобы осмотреться, попробовал залезть на дерево: не видна ли опушка или поле. Сделать это трудно. Нижние сучья из-за недостатка света постепенно отмирают, и живые ветви сохраняются лишь на верхней части дерева. Поэтому вынул из ботинок шнурки. Обмотал ими ноги и связал между собой. Так шнурки дают дополнительную опору. Долез до середины ствола. Потом меня силы покинули. Медленно спустился вниз.

…И все же знания и тактика не подвели меня. Придерживаясь направления на восток, к середине дня я благополучно вышел к просеке. Стало спокойнее. Просеку прокладывают обычно в направлениях север—юг и восток—запад. На пересечении стоят столбы с указанием номера квартала. По ним можно ориентироваться. Наименьшие цифры всегда показывают номер квартала, расположенного к северу от столба. Поэтому угол между двумя меньшими цифрами указывает направление на север. Но я решил не менять ориентир, чтобы вновь не запутаться.

Вскоре услышал рев мотора – рядом трасса. Различные звуки всегда помогут выйти к цивилизации. Например, собачий лай слышен за 2—3 километра, работающий трактор – 3—4 километра, проходящий поезд – до 10 километров. Я успокоился.

В четыре часа вышел на трассу. Но, как оказалось, не на ту, с которой заходил в лес. Уже дома, посмотрев карту, я ахнул: получается, заблудившись, я неосознанно отклонился в сторону не меньше чем на десять километров…

Из-за моего внешнего вида ни одна попутка не хотела останавливаться. Но я особо не расстроился. Главное, что иду домой. Побыв почти два дня в глухом безлюдном лесу, наверное, впервые за лето я хотел оказаться в душном, изнывающем от жары городе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter