В лабиринте символов

В Витебске открылась выставка произведений латвийского художника Андрея Горгоца

Гоген и Пушкин, Бетховен и Наполеон, Высоцкий и Петр I, Моцарт и Блок... Казалось бы, что может объединить все эти столь разные персоны? А ответ достаточно прост: творчество латвийского художника Андрея Горгоца, выставка произведений которого на днях открылась в Витебске. Его сюрреалистические холсты наполнены не только причудливыми ассоциациями по отношению к узнаваемым образам прошлого, завораживающими символами любви, смерти и вечности. Это также вполне земные натюрморты, пейзажи Латгалии. Познакомиться с ними белорусские любители живописи смогли благодаря подписанному несколько месяцев назад договору о сотрудничестве между управлением культуры Витебского облисполкома и Краславской краевой думой. Название выставки, «Раздвигая границы», символично вдвойне. Оно характеризует не только эмоциональное и духовное состояние зрителя, но и подразумевает взаимопроникновение культур, новые знакомства, встречи и арт–проекты.


— Андрей, вы не скрываете, что большое влияние на вас оказал Сальвадор Дали. А какие еще у вас есть любимые художники?


— Я очень люблю немцев эпохи Возрождения — Дюрера, Кранаха. Увлекался Лотреком, Ван Гогом, Гогеном. Много писал в духе импрессионизма и постимпрессионизма. На выставке в Витебске есть картина «Здравствуйте, господин Гоген» — своеобразная иллюстрация того периода.


— Почему решили стать живописцем?


— Я появился на свет в Омске. Так что мы с Врубелем земляки (смеется). В Омском городском музее есть его оригинальные работы. В том числе знаменитые «Розы». Еще будучи школьником, я любовался этими полотнами. Они завораживали меня... С другой стороны, мама, Элита Андреевна, из благородной польской семьи, которую, как и предков отца, сослали в Сибирь. Она работала врачом. А вот ее отец, мой дед, который был директором совхоза, немного рисовал, увлекался искусством, показывал мне альбомы, посвященные Московскому Кремлю, Новгороду. Годам к 6 — 7 я с удовольствием срисовывал понравившиеся иллюстрации из книг. А в 3–м классе мать отвела меня в изостудию дома пионеров.


— Недавно вам вручили медаль Леонардо да Винчи, приняли в Ассоциацию русских художников Парижа. Похоже, вы знаете секрет, как стать знаменитым?


— Во Францию я попал благодаря выставке, которая прошла в русской галерее Вильнюса, где среди других работ были иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина. Медаль и членство в различных ассоциациях и академиях — не более чем оценка вклада в культуру и признание коллег. Возможно, если я захочу выставиться в Париже, мне дадут рекомендацию, чтобы было проще договориться с галерейщиками. Но все равно придется платить деньги. И здесь главное — известность. Вряд ли кто–то из художников вам назовет готовый рецепт гарантированного успеха (улыбается). В каждом конкретном случае к этому ведет цепь каких–то закономерных событий. А может, случайностей. В Юрмале, где мы прожили 10 лет, у жены был художественный салон. Она выставляла мои работы, картины других художников. В городе всегда было много гостей, туристов, которые приезжали на «Новую волну» или просто отдохнуть. С их помощью мои картины и разъехались по миру. У меня есть заказчики в Латвии,  Москве, Вильнюсе. Это друзья, родственники, а также бизнесмены, состоятельные люди, для которых я делал портреты.


— И что же сейчас интересует ценителей искусства? Что покупается лучше всего?


— Состоятельные люди хотят иметь красивые вещи в стиле модерн или эпохи Возрождения большого формата. Ценится экспрессионизм. Вплоть до абстракции, наивистов. Хотя в Швейцарию у меня уехала серия довольно–таки откровенной «обнаженки» с элементами сюрреализма. В Витебске есть несколько похожих работ — «Дама в Амстердаме», «Вакханка и Амур».


— Чтобы художнику раскрутиться, важнее талант или пиар?


— Естественно, талант первостепенен. Но раскрутка дает сиюминутную прибыль. При этом художник должен закреплять позиции, не снижая планку в творчестве. Но, как правило, раскрученные предпочитают почивать на лаврах (смеется).


— Вы это к тому, что художник должен быть бедным и голодным?


— Ни в коем случае! Художник должен быть работающим.


— А с белорусскими коллегами знакомы?


— Практически нет. К тому же это мой первый визит в Беларусь. К слову, в рамках приграничного сотрудничества выставки открылись не только в Витебске, но и в Верхнедвинске. Они будут работать до середины мая. Если бы появилась возможность, привез бы картины в Минск, в другие города. Есть много задумок, связанных с юбилейным туром по Прибалтике и России (в этом году мне — 60). Есть желание сделать иллюстрации к произведению Булгакова «Мастер и Маргарита». Есть наброски путешествий по святым местам Египта и Израиля. Я бы с удовольствием познакомился поближе с белорусскими коллегами. Как правило, художники — большие индивидуалисты. Они сравнивают себя с собратьями по цеху и очень ревниво относятся к замечаниям по поводу своего творчества. Открою секрет: я этого никогда не делаю. Поэтому открыт для всех и всегда рад новым знакомствам.


Справка «СБ»


Андрей Горгоц — художник из Краславы (Латвия).


Родился в 1951 году в Омске. Окончил Свердловское художественное училище. Считает себя приверженцем неоакадемического направления в живописи. Действительный член Европейской академии естественных наук (Германия), член Ассоциации русских художников Парижа. Его картины находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Швейцарии, США, Израиле, России, Латвии.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter