В купель — зерно, под купель — энциклопедию Девятый день — первое ритуальное купание

Принципиальное значение придавалось всему тому, что способствовало поэтапному “вживлению” младенца в мир его родителей, семьи, рода. Все то, что делалось в первый раз, должно было моделировать различные аспекты жизни по принципу подобия. Важной компонентой обрядов, сопровождавших начало человеческой жизни, были купания ребенка. Они находились в строгой зависимости от ряда временных координат: времени суток, дня недели, удаленности от даты рождения.

С момента рождения и до первых сорока дней жизни ребенок будет  проходить три этапа “стирания” информации и последовательного вживления в пространство семейного существования. Самым первым этапом “очеловечивания” новорожденного являлось первое купание — нужно было смыть следы его недавней внутриутробной жизни. Следующим и довольно ответственным обрядом было первое ритуальное купание ребенка, которое проходило на девятый день после рождения. Оно было призвано продолжить процесс программирования важнейших аспектов будущей жизни.  С приходом христианства был введен обряд крещения новорожденного, при полном или частичном погружении в святую купель, главным смыслом которого было становление на путь познания и приближения к Богу.
Ритуальные атрибуты и действия при первом ритуальном купании
Этнографические записи прошлого свидетельствуют о том, что первое ритуальное купание сопровождалось многочисленными и разнообразными атрибутами. Одни из них были характерны лишь для отдельных регионов, другие получили  повсеместное распространение. Их символизация и включение в канву обряда основывалось на одном из принципов народной культуры — принципе подобия.
Так, при купании девочки в воду клали:
l девять (или сорок) зерен жита, чтобы она выросла здоровой и смогла родить ребенка, продолжить свой род;
l однокопеечную серебряную или медную монету, чтобы тем самым “свести” к минимуму продолжительность и болезненность месячных;
l добавляли свежее молоко, чтобы лицо было белым и чистым;
l использовали различные целебные травы, собранные на Купалье (ромашку, чабрец, чистотел);
l несколько угольков, чтобы не поддавалась сглазам;
l под купель клали гребешок, веретено, иголку, лен и т. д., чтобы девочка стала хорошей хозяйкой и рукодельницей.
При первом ритуальном купании мальчика совершали примерно такие же действия, а в купель клали:
l зерно (с той же продуцирующей целью — продолжения рода);
l обручальное кольцо отца: став взрослым, мужчина будет постоянно находиться вне охранительного пространства дома (земледелие, охота, рыбалка и т. д.), поэтому вокруг него уже в начале жизни возводили магический круг;
l в некоторых случаях в купель для первого купания могли положить немного меда, корней девясила, серебряную монету, чтобы мальчик был здоровым, красивым и богатым;
l под купель клали топор, молоток, гвоздь и т. п., чтобы заложить навыки, которые необходимы хорошему хозяину.
l в более позднее время в некоторых регионах Беларуси под купель клали книгу (чаще всего Библию или какое-то справочно-энциклопедическое издание), чтобы ребенок был умным и образованным человеком. Считалось, что у того, кто научится писать и считать, жизнь будет легче и богаче.
После купания воду опять-таки не оставляли без внимания.
l В народной культуре восточных славян  вишня всегда олицетворяла красивую стройную женщину, женскую долю, целомудрие, любовь.  Недаром существовало неписаное правило: после первого ритуального купания девочки воду выливали под вишню, чтобы новорожденная была такой же стройной и красивой. На Полесье воду выливали за порог, чтобы в свое время замуж вышла — “пайшла хутчэй”.
l Воду, в которой купали мальчика, выливали под яблоню, что символизировало необходимость продолжить свой род и жить в достатке. Возможно, в этом случае слышен отголосок библейской легенды о райском дереве — яблоне, как древе познания или мифологическом мировом древе, возле которого находился первый человек мира — Адам.
l В ходе первого ритуального купания отец обычно впервые произносил имя новорожденного.
l После ритуального купания детей пеленали в белые одежды, но обязательно в те, которыми уже пользовались, а сверху опоясывали красным поясом-оберегом, чтобы защитить новорожденного от сглаза.
Регламентации, касающиеся купания ребенка —  на протяжении первого года жизни
В традиционной культуре славянских народов воду, в которой купали малыша, наделяли свойствами “живой” (“живительной”), равно как воду после омовения покойника — “мертвой”, способной навредить человеку. Потому  существовало немало правил и регламентаций по ее утилизации.
l Считалось крайне нежелательным купать ребенка в течение первого года жизни после захода солнца, если же трудно было выполнить это правило, то воду после купания малыша  выливали только завтра утром.
l В той воде, в которой купали ребенка, ни в коем случае нельзя что-либо стирать, использовать ее по какому-то другому назначению. Строго следили за тем, чтобы к этой воде не прикасались какие-либо животные (собака, кошка, корова и т. п.).
l Иногда пожилые люди просят искупаться в той воде, в которой только что покупали ребенка. Допускать этого нельзя ни под каким предлогом. Пожилой человек “омолодится”, поздоровеет, а ребенок станет болезненным, быстро состарится.
l Во время купания ребенка, чтобы его не сглазили, не должны присутствовать посторонние люди.
l Чтобы ребенок не был пугливым, во время купания старайтесь не заходить и не смотреть на ребенка через голову.
l Нежелательно купать ребенка  до года в тот день недели, в который он родился.
l Когда вы определите место постоянного купания ребенка, сориентируйтесь по сторонам света: желательно, чтобы во время купания малыш не лежал головой на запад.
l Нельзя бросать испачканные пеленки и другую детскую одежду на пол — дети будут часто  болеть, а впоследствии — жить в нищете.
l Из поколения в поколение передается строгий запрет качать пустую колыбель (коляску, кроватку): “Чорт дзяцей калыхаць будзе”.
l Замечено, что когда ребенку исполняется 9 и 40 дней со дня рождения, он плачет и редко не болеет. Старые люди говорят, что в эти дни ангелы читают “книгу” его жизни. Хорошо, чтобы в эти дни мать или бабушка постились и читали молитвы.

(В следующей статье: 40-й день — обряд имянаречения и крещения ребенка.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter