В круиз — по Августовскому каналу

В январе прошлого года глава государства Александр Лукашенко подписал Указ "Об организации работ по реконструкции части Августовского канала". Водный путь после капитальной реконструкции будет открыт для навигации и экскурсий 25 мая текущего года.

Августовский канал общей длиной немногим более 100 километров был создан в 1839 году из экономических соображений, соединив собой Вислу и Неман. С 1944 года канал разделяет белорусско-польская граница. Основная часть водной артерии пролегла по польским землям. На белорусской территории — около 22 километров. Но если поляки все послевоенные годы благоустраивали канал и прилегающие территории, активно используя его в туристических целях и зарабатывая на этом немалые деньги, то с нашей стороны на канал просто не обращали внимания, он вроде бы никому не был нужен. Но после решения Президента о реконструкции канала начались активные работы — 2005 год стал прямо-таки ударным в деле реанимации запущенного, заброшенного, разрушающегося канала.

— В самую горячую пору на работах по Августовскому каналу на протяжении всех 22 километров было задействовано свыше 1300 человек, более 60 экскаваторов, около 80 бульдозеров, плавучие краны, самосвалы — всего работало около 500 единиц техники, — вспоминает генеральный директор генподрядной организации ОУП “Гродномелиоводхоз” Борис Богданец. Масштабно мы приступили к работам 3 марта 2005 года. За полтора года мы научились работать. Те люди, которые прошли школу Августовского канала, а работало 13 предприятий со всей области, теперь могут любое сооружение строить.
— Сейчас выполняется сложная работа, — рассказывает Борис Иванович. — Изготавливаем деревянные шлюзовые ворота высотой от 4 до 8 метров. Начинаем потихоньку затапливать, наполнять водой сам канал. Шлюзы — серьезный объект. Дело в том что, они держат большие объемы воды. Например, шлюз “Куркуль” держит длину канала в 10 километров. Он реставрирован и сдан в таком же состоянии, каким его создали строители 170 лет назад. То есть никакой современной шлюзовой техники или новых механизмов на нем нет. Потому и требуется наполнять шлюзы потихоньку, чтобы не произошло каких-нибудь аварий. Для нас сейчас важно провести их гидравлическое испытание: сбросить воду и опять наполнить.
Сам Августовский канал — объект исторического наследия и перед строителями стояла задача восстановить его именно таким, каким он был создан в ХIХ веке. В связи с этим, как рассказал гендиректор “Гродномелиоводхоза”, пришлось выполнить очень много работ из дерева — камень и дерево были основным строительным материалом у создателей канала.
— Мы затратили на канал свыше трех тысяч кубов древесины. Были трудности с подбором гранитного камня, который использовался для облицовки шлюзов. Его привозили из Выборга. Впервые в Беларуси был сделан клинкерный кирпич Обольским заводом, что в Витебской области. 330 тысяч штук этого кирпича пошло на облицовку судоходных шлюзов. Такого кирпича у нас в стране раньше не было, — Борис Иванович выходит из-за стола, берет с полки пару гладких светло-красных кирпичей и звонко стучит ими друг о друга. Звук такой, словно ударил по клавишам рояля. — Наши мастера сделали кирпич лучше польского. Кроме мелиораторов на канале работало много других специалистов. Мастера по монтажу освещения, облицовщики кирпичом, специалисты по строительным инъекциям в шлюзах. Специальными бурами в береговых стенках и днище шлюзов просверливались отверстия определенного диаметра сначала на 1,5 метра, потом еще на 3—4 метра. И туда под давлением закачивалась инъекция цементного раствора, чтобы заполнить все щели, поры, пустоты для укрепления как боковых стен, так и днища. Отлично поработали студенческие стройотряды — были люди со всей страны. Они укрепляли берега канала. Мостовики построили мосты, дорожники — дороги. Работа проведена мощнейшая. Работали весь световой день. Для строителя такая картина — песня сердца. Объект в принципе готов.
На канале строители создали массу искусственных островов, которые не будут мешать судоходству. Между островами сделали пешеходные деревянные мостики. Когда вода поднимется на полтора метра, это будет красота неописуемая. Вот где отдыхать! Канал будет судоходен, его глубина достигает местами до 4 метров. Предполагается, что осадка судов, которые станут курсировать по каналу, не превысит 40 сантиметров. Нет сомнений, что со временем для туристов будет создана специальная флотилия судов длиной до 33 метров, способных брать на борт до 150 человек. Облисполком выделил деньги, и уже заканчиваются работы по перестройке известного в Гродно речного теплохода “Ольга Соломова”. Его переварили, переоборудовали — у “Ольги Соломовой” вторая молодость. Он станет ходить по Неману и Августовскому каналу. Еще одно судно, новое, летом привезут в Гродно пинчане. Со временем будет разработана специальная туристическая схема отдыха на Августовском канале и в прилегающих к нему местах, и этот замечательный уголок Принеманья станет местом паломничества как для наших граждан, так и для зарубежных туристов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter