В круговороте жалоб

Как измерить государственный ресурс, впустую расходуемый на рассмотрение неправомерных обращений граждан? И самое главное — как их избежать?

В правительственных коридорах случайно сталкиваюсь с «молодой» пенсионеркой. Сотрудники отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц отлично знают ее в лицо. Она с завидной регулярностью «штурмует» Совмин. Вот и вчера пришла сюда с главной целью — записаться на личный прием к заместителю Премьер-министра Михаилу Русому. В очередной раз. Ничего, что дело рассматривали здесь неоднократно и ответ компетентный давали на каждое обращение.

Таких историй в отделе по работе с обращениями граждан и юридических лиц наберется с десяток. Заместитель начальника Людмила Островская показывает на стол с бумагами — вот только что пришли очередные обращения. Среди них и письмо от постоянного автора, который вновь на шести страницах расписывает, почему ему положена пенсия в соответствии с Законом о государственной службе. Несколько раз здесь рассматривали и его обращения, но законных оснований для начисления данного вида пенсии нет. Ну а толку? Вот опять очередное письмо от него с просьбой «отнестись по-человечески».

За первый квартал 2014 года в Совет Министров поступило более полутора тысяч различных обращений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 36 процентов больше. Что волнует людей? Сроки и стоимость строительства жилья, работа служб ЖКХ, 13 человек обратились по вопросам землевладения и землепользования, 14 — недовольны работой садоводческих товариществ… Поскольку Совет Министров — орган коллегиальный, многие из обращений направляются в соответствующие министерства. Ведь далеко не каждая из проблем требует вмешательства Премьер-министра, как на том настаивают обратившиеся.

— Как правило, каждый считает, что его проблема — самая важная, — говорит Людмила Ивановна. — К примеру, приходило к нам такое обращение: почему в столичном магазине «Особый» фольга стоит дороже, чем в других. Явно это не тот вопрос, с которым должен разбираться Совет Министров.

Впрочем, есть и такие проблемы, в решении которых действительно не обойтись без вмешательства вышестоящих органов. К примеру, жительница Слонимского района не раз обращалась в местное СПК с просьбой отремонтировать крышу и аварийный балкон в доме, который находится на балансе хозяйства. Не добившись ничего, отправилась в сельсовет, потом — в управление сельского хозяйства райисполкома. В ответ — тишина. И лишь когда написала письмо в Совет Министров, дело сдвинулось с мертвой точки…

— Понятно, что проблем хватает, мы всегда рассматриваем все претензии, и там, где они обоснованны, помогаем. Но другое дело, когда, несмотря на полученный ответ и действующее законодательство, некоторые все равно продолжают отстаивать свою точку зрения, пусть и неверную, — дополняет Людмила Островская.

Сегодня у государственных органов есть право в одностороннем порядке прекратить переписку с теми гражданами, которые, получив компетентный ответ, все равно продолжают обращаться по одному и тому же вопросу. В Совете Министров не скрывают — таким правом пользуются крайне редко. Стараются к каждому обратившемуся подойти индивидуально.

В очередной раз после рассмотрения таким гражданам отправляют ответ с надеждой на то, что в этот раз к ним придет осознание своей неправоты. Но вновь поступает письмо с просьбой разобраться. Бесконечно это продолжаться не может, поэтому в некоторых случаях здесь прекращают переписку.

Но останавливает ли это заядлых жалобщиков? Как правило, нет! Они, не долго думая, находят другие структуры, куда можно направить обращение. И переписка вновь идет по кругу. Вероятно, стоит на законодательном уровне закрепить: обращение по одному вопросу — один ответ. И точка. Ну а пока в Совете Министров на личный прием к главам ведомств среди всех обратившихся будут и те, кто ходит сюда как по расписанию. «Новеньким» они даже дают советы: «Записывайтесь на прием сразу ко всем министрам». Некоторые так и поступают и начинают штурм. Но разве решит министр сельского хозяйства проблемы, связанные со здравоохранением? Вопрос риторический.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter