Частые простуды в детском саду неизбежны, и к этому надо относиться спокойно

В круговороте вирусов

Отдавая ребенка в детский коллектив, мамы и папы волнуются не только о том, как он перенесет это психологически, но и как это скажется на его здоровье. Несомненно, им хочется, чтобы малыш в саду и болел редко, и ел хорошо, и чувствовал себя бодрым и активным. Реально ли всего этого достичь? Вопросы мы адресовали педиатру 1-й категории медицинского центра “Нордин” Елене Бельской.

Фото nebolet.com

— Елена Петровна, в каком возрасте врачи рекомендуют отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования?

— Законодательством нашей страны предусмотрен отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Чаще всего ближе к этому периоду родители и задумываются о том, чтобы пристроить малыша в детский сад. И, наверное, это разумно. Конечно, все малыши очень индивидуальны, некоторые без проблем посещают сад и в полтора, и в два года. Но, как правило, чем старше ребенок, тем проще он переносит заболевания и легче социализируется. Трехлетний малыш способен сам попроситься на горшок, помыть руки, переодеться, сказать, что его беспокоит. Такой ребенок более “осознанный”, он легче идет в сад, понимая, что там не будет ничего страшного. Мы живем в реальном мире, часто обстоятельства от нас не зависят, некоторые родители вынуждены отдавать ребенка намного раньше, чем хотелось бы. Однако желательно, чтобы детишки начинали посещать садик ближе к трем годам, хотя бы с 2,8 года.

— В какой сезон, если есть возможность выбирать, лучше отправлять ребенка в сад?

— К сожалению, у нас практически нет выбора. Как правило, детские сады набирают группы осенью и родители вынуждены вести туда малыша в это время. Но, если есть возможность выбирать сезон, я советую конец марта — начало апреля. Во-первых, падает сезонная заболеваемость. Во-вторых, весной мы ждем лета, более позитивно настроены, дышим по-другому, а психологический аспект в подготовке к садику очень важен. В-третьих, ребенок попадает в уже сформированную группу, где вновь прибывшему смогут уделить достаточно внимания. Осенью совершенно иная ситуация: набирается группа из 20—25 незнакомых детей, на которых приходятся два воспитателя и нянечка. Тяжело каждому уделить достаточно времени и понять, кто в чем нуждается: кого-то нужно погладить, кого-то приласкать, кому-то, наоборот, сказать что-то построже.

— Можно ли заблаговременно пройти медкомиссию, чтобы все прошло спокойно, без спешки?

— Осмотр специалистов действует в течение года. У родителей более чем достаточно времени, чтобы сделать это спокойно. Конечно, за год до похода в сад никто специально в поликлинику ребенка не поведет. Но если вы планируете отдать его туда в сентябре, то в мае можно начать не спеша и без суеты сдавать анализы, посещать специалистов.

— Правда ли, что первые полгода в яслях или саду ребенок обязательно будет болеть?

— Нужно четко отдавать себе отчет в том, что в возрасте от 1,5—2 лет вплоть до 5—6 иммунитет имеет явный накопительный характер. У организма нет другой возможности накопить иммунные клетки, кроме как переболеть или сделать прививки. Прививки мы делаем от ряда наиболее тяжелых заболеваний, а все остальное накапливаем самостоятельно. По данным Всемирной организации здравоохранения, ребенок в этом возрастном диапазоне в норме болеет 5—6 раз в году. Кроме того, в передаче любой инфекции имеет значение не только токсичность вируса, но и длительность контакта, а в саду ребенок пребывает минимум 6—7 часов. В это время его организм вырабатывает так называемый коллективный иммунитет.

Никто из нас не стерилен. У каждой семьи своя микрофлора. Приходя в сад, дети начинают активно обмениваться флорами и вырабатывать иммунитет. Поэтому в течение первых 6—8 месяцев в саду они будут болеть — кто-то больше, кто-то меньше, но это будет и к этому нужно быть психологически готовым.

— Можно ли подготовить организм ребенка к новым условиям, закалить его?

— Можно. Причем в летний период малыш будет закаливаться независимо от вашего желания. Потому что для правильного закаливания неважны абсолютные температуры — важна разница температур. Походили на даче или в деревне у бабушки по прохладной водичке, а потом пошли по горячему песочку — вот вам разница температур. Умыли прямо на улице лицо, ручки, сполоснули ножки — тоже хорошо. Прошлись босиком по траве, камешкам, земле — получили стопотерапию. На стопе масса активных точек, при стимуляции которых мы уже способствуем улучшению многих обменных процессов, в том числе иммунных.

Плюс ко всему лето — это обилие фруктов, овощей и прогулок на свежем воздухе. Для ребенка это уже закаливание. Все очень просто и незаметно.

— Первое время в саду детки очень плохо едят. Можно ли как-то повлиять на их аппетит?

— Действительно, поначалу дети в саду плохо едят, но не потому, что у них плохой аппетит, а просто потому, что им психологически очень тяжело. Аппетит и способность есть — поведенческая реакция, вызванная адаптацией. Пройдет этот стресс, ребенок адаптируется, и у него наладится аппетит. Скорее всего, он даже повысится. Как правило, в детском саду дети едят лучше, поскольку едят не одни, а в коллективе. Не надо зацикливаться на этом. Не поел в саду — доест на первых порах дома.

— Какие самые распространенные заболевания встречаются у детсадовских ребят?

— Как правило, это патология дыхательных путей. Существуют физиологические особенности, которые присущи всем детям такого возраста. Это разрастание лимфоидной ткани. Начинают увеличиваться миндалины, аденоиды, и это обусловливает протекание многих процессов. Кроме того, зев и нос — входные ворота большинства вирусных инфекций. Все это дает респираторные заболевания вроде насморка, ангины, фарингита, кашля... Если ребенок не вполне эффективно справляется с инфекцией, она может распространяться глубже и тогда развиваются трахеит, бронхит, иногда обструктивный бронхит. Но они встречаются реже.

— Многие мамы посидят 3—4 дня дома с болеющим малышом, увидят небольшое улучшение и отправляют ребенка в сад — мол, остался только насморк, не страшно. Правильно ли это?

— При большинстве вирусных инфекций собственные антитела начинают вырабатываться на 4-е, 5-е сутки. Малыш не может выздороветь за пару дней, он нуждается в более длительном лечении. Больничный по уходу за больным ребенком может выдаваться до 14 дней. Но редкая мама позволит себе отсутствовать столь длительное время на работе. В таком случае нужно находить компромиссные варианты, привлекать бабушек, дедушек, неработающих родственников. Маленький ребенок вряд ли справится с заболеванием в короткое время, а недолеченная простуда может вызвать осложнения.

— Что советуют педиатры семьям, в которых, помимо ребенка, достигшего детсадовского возраста, есть еще и младший? Стоит ли отдавать старшего в садик, откуда он может принести болезни домой?

— Этот вопрос решается очень индивидуально. Старший ребенок, который ходит в детсад, наверняка будет приносить домой вирусные заболевания. И сам он может переносить их очень легко, а младенец — болеть достаточно тяжело. Своим пациентам советую: если младенец болеет каждый месяц (а маленький ребенок не должен болеть так часто), забирайте старшего из сада, пересиживайте осень-зиму, а когда будет спад сезонного вируса, снова отдавайте.

— Витрины аптек пестрят разнообразием витаминов для детей. Стоит ли давать их дошкольникам и когда это нужно делать?

— Витамины имеют место быть. Особенно в зимний период. Рекомендую принимать витамины с конца октября — начала ноября вплоть до лета, пресловутого сезона фруктов, овощей, ягод.

У нас в аптеках действительно большой выбор витаминных комплексов. Есть витамины — химические производные, скажем, “Джунгли”, “Пиктовит”, “Супрадин” и прочие. А есть витаминные препараты, которые относятся к пищевым добавкам, они готовятся на основе вытяжки из растений, ягод и так далее. Можно применять и те и другие. Родители могут выбрать 3—4 вида понравившихся витаминных препаратов и просто пускать их по кругу: скажем, месяц пьем, две-три недели отдыхаем, потом снова начинаем.

Ольга ЖДАНОВИЧ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter