Студия военных художников убеждает, что реалистическое искусство все так же актуально, как и десятилетия назад

В круге света

Выставкой «Музы в строю», посвященной 100–летию Вооруженных Сил Беларуси, Студия военных художников отмечает и свой собственный юбилей. 15 лет назад они заявляли о себе выставкой «Память», реконструируя на холсте события Великой Отечественной войны. Сегодня пишут с натуры военные учения, фиксируют новые победы страны на земле и в космосе. Хранят традиции и утверждают, что реалистическое искусство все так же актуально, как и десятилетия назад.



Сдавать позиции патриархи белорусского искусства не намерены. Их музы по–прежнему в строю, что подтверждают совсем свежие даты большинства выставленных работ. А также первые отзывы на новую выставку в галерее Михаила Савицкого — их коллеги, стоявшего у истоков Студии военных художников.

С точки зрения заместителя председателя Белорусского союза художников Леонида Хоботова, «это не тот случай, когда говорят о конъюнктуре». Действительно, следовать принципам официального советского искусства, которые здесь очевидны, сегодня можно лишь из очень глубоких личных убеждений. И сюжеты такие непопулярны, и настолько буквальная передача реальности — ни малейшей иронии, едва ли не обязательной для современного интеллектуального художника. Но тут не та тема, над которой иронизируют люди этого поколения. И категория авторов особая. Семеро участников первой выставки Студии военных художников сюжеты своих картин наблюдали на передовой. Авторы сегодняшней экспозиции в галерее Савицкого, переосмысливая события давно отгремевшей войны, также ничего не реконструируют — вспоминают.



— Вот это моя мама. И мы. И ночь в нашей деревне, которую я никогда не забуду, — Николай Опиок останавливается у картины, на которой молодая женщина прижимает к себе ораву ребятни. Ее лицо — в круге света, спокойное, как на иконе. За пределами круга — почти непроглядная темнота, страх. И красноречивая табличка у рамы с названием — «Господи, спаси».

— Нет, это не луна, — поправляет Николай Афанасьевич, когда я вслух высказываю предположение об источнике света. — Это фонари, с которыми фашисты ворвались в нашу хату. Свою работу я посвятил всем женщинам, оставшимся в оккупации.

— Проект «Музы в строю» поддержали все, у кого не оборвана связующая нить с прошлым, — Николай Опиок, бессменный председатель Студии военных художников, ведет меня от картины к картине. С портретами матерей и отцов, не вернувшихся с войны. С лицами ветеранов и сегодняшних мальчишек в военной форме. С улыбками покорителей Арктики и космоса... В каждой из работ есть много личного отношения к происходящему, а порой и что–то большее, о чем напрямую не сказано. Многие из этих холстов часто путешествуют по выставкам. Которых за 15–летнюю историю Студии военных художников прошло более 50 — очевидно, рано еще сбрасывать такое искусство со счетов.



В апреле прошлого года портреты белорусских космонавтов и другие работы Николая Опиока выставлялись в Москве — к слову, во время вернисажа организовали прямую связь с космосом, откуда Олег Новицкий приветствовал художника и своих коллег. В минувшем сентябре эти картины демонстрировали гостям Международного космического форума в Минске, сейчас — в галерее Савицкого. У самого входа на новую выставку галереи — модель памятного знака «Белорусам — героям космоса», установленного на минской улице Космонавтов. Будто намек на богатое развитие темы «муз в строю» в будущем. Хотя претендентов на нишу, которую занимает Студия военных художников, немного.

Гости наперебой спешат запечатлеть хотя бы на телефон Ивана Миско, автора памятного знака космонавтам. Его исполненный достоинства тонкий профиль в обрамлении фирменного красного шарфа — уходящая натура. Но ветеранам искусства еще удается воскресить разговоры, которые давно не звучали на вернисажах — о профессионализме, эстетике, культуре цвета. «Здесь есть смысл найти ответы на жизненно важные вопросы, — напутствует Леонид Хоботов. — И, возможно, с волнением признать, что чувство родины все же существует».



Еще три года назад, во время большой республиканской выставки, художники студии предложили своим коллегам вспомнить о родных местах, навестить свои деревни и местечки с картинами, которые в иных случаях могли бы стать даже началом музеев. Предложили — и первыми занялись осуществлением этой идеи. Николай Опиок начинает перечислять: Владимир Гордиенко подарил свои работы Хойникскому музею, Владимир Уроднич — Столинской галерее, Владимир Теребун — Сморгонскому историко–краеведческому музею...

И первой выставкой недавно открывшегося историко–краеведческого музея в Дубровно стала экспозиция картин Николая Афанасьевича:

— Недавно я ездил туда закрывать свою выставку. Разумеется, оставил музею несколько портретов земляков. И еще подарю. И коллеги мои подарят.

Вне сомнения, обещания они выполнят. Очень личное у них все это.

— Как бы мне хотелось услышать стук сердца моего батьки, — так Владимир Уроднич отвечает на вопрос о своей заветной мечте. — 20–й год ему шел, когда он погиб в бою. В будущем году отмечал бы 95–летие, мог бы дожить...

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter