В круге шестом. И седьмом

Первый русский закон о дорогах появился во время правления Ярослава Мудрого (1015 год)

Из какого временного пункта А проторены пути сообщения на нашей земле?

Дороги появились, наверное, еще при Адаме и Еве. Когда наши прапрародичи торили пути к своему первобытному жилью. А по большому счету, все на планете Земля имеет свое начало. В том числе и белорусская «государева» дорожная служба, официальное летоисчисление которой, оказывается, подходит к двухвековому рубежу. Вот что рассказал об этом директор УО ГУЦ «Белдорстрой» Виктор Улитин: 

— Представители каждой отрасли, как и каждый уважающий себя человек, на том или ином  жизненном этапе задаются вполне логичным вопросом: кто мы, из какого времени, какого рода-племени? К примеру, железнодорожники Беларуси считают датой своего становления 16 (28) ноября 1871 года. В этот день состоялось открытие для постоянной эксплуатации участков Минск—Москва и Минск—Брест. В 2006 году они отметили  свое 135-летие.                            

Пришло время и нам определиться, сколько же времени существует дорожная служба на наших землях? Заглянем в историю. Первые славянские поселения, как мы знаем, появились по берегам рек. Много столетий река исправно выполняла функцию главного пути. А пользу приносили первые пути в первую очередь торговле либо военным. Во время путешествий по рекам военно-торговых караванов славяно-варяжские суда подходили к порогам, и появилась необходимость в пути по суше.

Итак, первые дороги, устроенные на славянских землях, — это, безусловно, волоки: специально расчищенные от камней и растительности участки земли в обход порогов и в тех местах, где нужно было из одной реки переправить ладьи в другую. Устроителями волоков были племенные «светлые» князья и варяжские дружины, чьи военные экспедиции в северо-западные края всегда имели одну цель – выгодно сбыть награбленное. Внутренняя же потребность в обустроенных дорогах появилась ближе к IX веку, когда вдоль пути «из варяг в греки» выросло большое количество градов – укрепленных поселений. Дорога на славянских землях до формирования древнерусского государства играла в большинстве случаев вспомогательную роль по отношению к речным путям.

Первое упоминание о дорожных работах относится примерно к 1015 году. Великий князь Владимир киевский приказывает своим слугам «теребите (торить) пути и мосты мостите» (Радзивилловская летопись). Собственно говоря, все дорожное дело в то время объединяло эти два действия.

Во время правления Ярослава Мудрого (1015 год) появился первый русский закон о дорогах.

К началу XIV века вдоль рек прошли дороги, по которым двигались лошади, тащившие по реке ладьи. Появились водно-сухопутные пути. В грамоте Ивана III от 6 июня 1481 года впервые упоминается должность чиновника, отвечающего за состояние почтовых станций и дорог, – ямского пристава. В 1550 году в Москве была создана Ямская изба (орган управления дорожным делом). Система управления, опиравшаяся на ямских приказчиков, просуществовала до 1679 года. 14 марта 1786 года Екатерина II издает указ об организации Комиссии о дорогах в государстве. В 1798 году создается экспедиция водяных сообщений, а в 1800 году – экспедиция устроения дорог в государстве.

Долгожданный перелом в дорожном деле произошел в период правления просвещенного Александра I, который 20 ноября 1809 года утвердил Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями. Важной частью предпринятых административных преобразований стало создание системы местных учреждений путей сообщения. Империя была разделена на 10 округов путей сообщения, при этом шестой округ охватывал Правобережную Украину, часть Беларуси и Литвы, седьмой – остальную Беларусь и остзейские губернии (Латвию и Эстонию).

Таким образом, изучив исторические документы, проведя  поисково-исследовательскую работу в разных инстанциях по определению исторически обоснованного и документально подтвержденного  начала летоисчисления создания «государевой» службы на белорусских землях (ее современным  правопреемником является Департамент «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций  Беларуси), мы имеем все основания считать датой ее создания 4 декабря 1809 года (по новому стилю). На отраслевой коллегии было принято соответствующее решение. Нам также поручено продолжить поисково-исследовательскую работу по изучению структуры управления дорогами на всех ее уровнях в минувшие века.

Статистика

В Республике Беларусь автомобильные дороги общего пользования подразделяются на республиканские (в их состав входят и международные дороги) и местные. По состоянию на 1 января 2008 года протяженность трасс общего пользования составила более 85 тысяч 600 километров, в том числе протяженность республиканских – 15,4 тыс. км, местных – более 70,2 тыс. км. При этом основную роль в дорожной сети страны играют республиканские магистрали, по которым перевозится более 70 процентов всех пассажиров и грузов. Плотность автодорог на 1 квадратный километр территории Беларуси составляет 0,4 километра (в России в целом — 0,06 км, в европейской части — 0,15 км) и на 1000 жителей — 8,5 км (в России — 5,1 км).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter